Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ряд наук гуманитарного профиля (психология, логика, педагогика, лингвистика, этнография) изучают процессы и явления, которые, по сути дела, представляют собой систему материальных носителей сознания.
Диалектическая взаимосвязь материального и идеального, а также физиологического и психологического выявляются лишь при органическом соединении философского подхода к сознанию с естественнонаучным.
Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания:
а) все самые сложные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологическую основу;
б) нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческих отношений под влиянием общественной среды и трудовой деятельности.
Трудность понимания взаимосвязи психических и нейрофизиологических процессов связана с большой сложностью разработки способов описания сознания. Психологический способ опирается на описание субъективных состояний сознания отдельного человека. Нейрофизиологический способ даёт более объективную картину происходящих в мозгу человека процессов, но расшифровка их, перевод на уровень, позволяющий проникнуть в сущность идеального, затруднён.
В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторонности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибернетика – наука об управлении сложными саморегулирующимися динамическими системами. Моделирование психических актов воспроизводит построение нервных сетей, структуры мозговых информационных процессов. Информационно-кибернетический подход позволяет определить многоуровневость человеческой психики, раскрыть внутренний механизм творческой активности сознания.
Создание системы кибернетических устройств привело к возможности механизации и автоматизации некоторых аспектов умственного труда. Однако не следует делать вывод о том, что созданный человеком «искусственный разум», кибернетическая машина способна мыслить. Она – творение человека и работает по заданной программе.
Трудности, связанные с уяснением сущности сознания, создают определённые предпосылки для существования вульгарного материализма, (философской предпосылкой его был метафизический материализм.
Метафизический материализм не учитывает диалектическую взаимосвязь материи и сознания, их единство и относительную противоположность. Для доказательства этого положения следует обратиться к критическому анализу учения вульгарного материализма. В своё время одно из его положений о том, что мысль материальна, было направлено против дуализма. Но объективно оно выступает и против материализма, ибо не признаёт качественного различия сознания и материи, психического и физиологического, а главное – «снимает» основной вопрос философии, что на руку дуализму и идеализму.
Разновидностью вульгарного материализма является бихевиоризм. Его
особенности: а) сведение сознания к поведению; б) отождествление психики человека и животного; в) сведение психики к физиологическим реакциям.
Диалектический материализм утверждает, что материальную основу сознания составляют биохимические, биофизические, физиологические процессы, происходящие в мозгу человека. Однако содержанием сознания является воспроизведение внешних предметов, событий, процессов, а не строения и функций мозга. Только через выявление отношений человека к внешнему миру проясняется природа психического. Сознание как субъективный образ внешнего мира возникает на основе энергетических процессов, но само таковым не является. Связь с внешним миром осуществляется через ощущения. Психическое есть специфическая форма отражения действительности.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 757;