Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы того или не хотим, смотреть на мир и на самих себя под определенным углом зрения, т.е. ориентируют наше ценностное отношение к миру – и естетическое, и нравственное, и политическое. Человек начинает видеть мир глазами художника.
Научные сочинения обращаются к мысли того, кто их изучает. Что же касается художественного произведения, то оно обращено одновременно, и к нашей мысли, и к нашему чувству, оно требует от нас совместной работы понимания и переживания. Воспитательная сила искусства зиждется именно на том, что оно заставляет людей себе переживать. Ведь пережить что-либо – значит сделать данное событие фактом своей биографии, внедрить его в глубины своего сознания, исходя из чего и формируется отношение к жизни. Тем самым искусство оказывается способным строить и перестраивать человеческое сознание в его целостности.
Таким образом, говоря об искусстве, как средстве воспитания человека, следует иметь в виду, что речь идет не о преподнесении неких моральных сентенций, не об объяснении того, что хорошо, а что плохо. Воспитательное воздействие искусства осуществляется не силой логического убеждения и не наглядными примерами, а целенаправленным расширением реального жизненного опыта людей благодаря тому, что искусство дает им возможность испытать и пережить то, чего не пришлось им испытать и пережить в действительной жизни. Разумеется, главная роль в общественном воспитании личности принадлежит ее реальному жизненному опыту и подменить его искусство не в состоянии. Однако опыт практической жизнедеятельности человека имеет ряд «недостатков». Во-первых, он конечен, ограничен во времени и пространстве. Реально я не могу пережить того, что было в прошлом, что переживают современные люди в другом государстве. Тут-то на помощь и приходит искусство. Во-вторых, опыт реальной жизни зависит во многом от случайного сцепления обстоятельств в биографии личности. Искусство же предоставляет каждому именно тот опыт, который художником предусмотрен.
Какова же эта цель, куда зовет нас художник – это диктуется обществом, которое воспитало его собственное сознание, сформировало его отношение к жизни. Таким образом, художник ведет людей туда, куда с его помощью хочет привести их общество. По-своему эту же задачу решают и архитектура, и прикладные искусства. Их цель не только в том, чтобы удовлетворить практические нужды людей и одновременно украшать их жизнь, но и в том, чтобы эту жизнь идейно-эмоционально организовывать. Эти предметы возбуждают у пользующихся ими людей соответствующее душевное состояние, «настраивают» их психику на определенный лад, ибо каждый «жанр» человеческой жизнедеятельности требует особой душевной настроенности его участников: у себя дома и в государственном учреждении, в театре и на заводе, во дворце культуры и во дворце съездов люди должны чувствовать себя по-разному.
Поэтому в каждом случае вся вещественная обстановка – начиная от архитектуры здания и интерьера, включая мебель, посуду и одежду призваны возбуждать у него такой строй чувств и мыслей, который помог бы ему органически ощущать и естественно вести себя в данной среде.
Когда архитектура и прикладные искусства помогали церкви внедрять в людские души веру в бога; когда великолепное художественное оформление оружия, знамен, мундиров заставляло воспринимать саму войну как нечто прекрасное и величественное и т.д. – во всех случаях мы имеем дело с воспитанием не только эмоциональным, но и идеологическим, и всякий раз это воспитательное воздействие таит в себе определенную социальную направленность. Вот почему общество всегда испытывает такую живую заинтересованность в искусстве.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1087;