Наличие того или иного знания выражается через поведение и речь (вербальное выражение реципиента, вербальное проявление реципиента).
Выводы:1.Методика фиксации восприятия должна определенным образом учитывать:как продукт восприятия – знание произведения – соотносится с самим произведением.
2. Знание произведения обретает вид его вербальной модели. Поэтому важнейшим является вопрос о том, какое описание произведения следует считать правильным.
3. Исследователь может судить о процессе художественного восприятия - через внешнее выражение этого процесса или его результата - полученного знания в поведении-речи субъекта.
4.Изучение художественного восприятия оказывается производным как от характера протекания процесса восприятия, так и от отношения самого исследователя к произведению [1, 64].
5. Исследователь – это некая точка отсчета в анализе художественного восприятия.
- Каким же образом он сам может получить знание о произведении (воспринять его)?
Позиция Максимова:Сознание можно представить в виде поля, формируемого на протяжении всей жизни индивида и являющегося отражением его личной истории. Формирование «поля» сознания - процесс непрерывный, осуществляемый через отдельно возникающие, единичные акты осознания. Все огромное поле сознания возникает как существующее лишь с началом единичного сознательного акта. Сознание может реализовываться одним единственным путем – через конкретный единичный сознательный акт (осознание). Каким образом в сознании аккумулируется прошлый опыт? Каким образом существует сознание, если оно может быть выявлено только через единичный, конкретный акт осознания?
Вывод: Прошлый опыт «записывается» в материальных носителях сознания на уровнях физиологическом и более низких (биологических, электрохимических т.д.). Он не «считывается» при протекании актов-процессов осознания, а присутствует в них опосредованно, в виде кодов, определяющих характер «прочтения» действительности [1,67-68].
Термин «знание-оценка». В каждой возникающей структуре-знании присутствует и определенная оценка. Оценка неотделима от знания. Поскольку в искусстве имеет место разброс оценок по различным группам, это дает субъекту возможность критически относиться к одним оценкам … В отличие от авторитарности научного знания, восприятие искусства носит демократический способ добывания знания.
Если анализу произведения отводится определенная роль в изучении художественного восприятия, то каким должен быть этот анализ?
По мнению В. Максимова, это должен быть структурный анализ художественного произведения. Восприятие художественного произведения предстает как процесс принципиально расчленимый - как неразрывное единство дискретности и непрерывности, где функцию дискретных элементов выполняют акты узнавания. «Узнавания» конструируют произведение в сознании воспринимающего из частей, создавая целое и от целого возвращаясь к новой интерпретации частей. «Узнавание» как получение определенного знания является продуктом сознательной деятельности.
Задача структурного анализа произведения:
- поиск общего смысла произведения через выделение дискретных значимых элементов,
- выявление связей между ними;
- определение характера этих связей – т. е. через выявление частных (промежуточных) смыслов.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1330;