Организованное приобщение к целостному музыкальному восприятию.
Сознательное руководство музыкально-воспитательной деятельностью приходится преимущественно на ранний этап индивидуального развития человека. При этом процесс музыкального воспитания в последнее время идет по пути «омолаживания». (дошкольное музыкальное воспитание). В организованном музыкальном воспитании детей дошкольного возраста можно выделить четыре разных по специфике, довольно характерных уровня:
- факультативное обучение музыке одаренных детей;
- общее музыкально-эстетическое воспитание в группе;
- музыкальные занятия с плохо интонирующими детьми;
- музыкальное воспитание детей с нарушением речи, глухих или слабослышащих, слепых ил слабовидящих и с другими отклонениями, проводимое по специальной методике.
Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников на всех четырех уровнях приобщения их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка – с другой.
В музыкально-эстетической работе со школьниками наблюдается дифференциация процесса организованного музыкально-эстетического воспитания (посещение музыкальной школы, участие в музыкальной самодеятельности, в музыкальных оркестровых коллективах в школе и вне школы).
Высокой степени дифференциация организованного музыкального воспитания достигает в старшем школьном возрасте. Можно выделить 4 различных группы (уровня) в приобщении учащихся к организованному музыкальному воспитанию.
1 группа. Учащиеся средних учебных (профессиональных) заведений участвуют в музыкальной самодеятельности.
2 группа. Учащиеся, которые посещают уроки или факультативные занятия по музыке и под руководством педагога приобретают музыкальные знания, прослушивают музыкальные произведения.
3 группа. Учащиеся, которые наряду с факультативными занятиями по музыке, принимают участие в школьной или внешкольной музыкальной самодеятельности.
4 группа. Учащиеся средних музыкальных школ и музыкальных училищ, занимающиеся профессиональной музыкальной деятельностью.
Стихийное (случайное) приобщение: встреча с музыкой происходит в основном хаотично, бессистемно. Воздействие случайных музыкальных впечатлений для неопытного слушателя зачастую носит отрицательный характер, (хотя и в этом процессе обнаруживаются положительные моменты).
Негативные моменты: 1. Случайно подобранные (или услышанные) музыкальные произведения часто могут оказаться слишком сложными. 2. при стихийном общении с музыкой часто вырабатывается отрицательная установка на трудно воспринимаемые музыкальные жанры (например, произведения сонатно-симфонической формы).
Проблема формирования музыкального восприятия привлекла внимание специалистов в области педагогики. Результаты их исследований позволили установить общие подходы к развитию музыкального восприятия, выбору методов его диагностики, способов целенаправленной организации педагогического процесса, критериев отбора музыкального материала, на котором можно успешно осуществлять воспитательную работу с учащимися разных возрастных групп.
В поисках структуры музыкального восприятии как художественно-познавательной деятельности учащихся, ее ориентировочно-мотивационной, операциональной и контрольно-оценочного компонентов, исследователи (педагоги, музыковеды, психологи) выделяют чаще последовательность отдельных ступеней освоения художественной образности.
Это такие ступени, как:
- эмоционально-эстетический отклик,
- слуховая дифференциация звукового потока,
- ассоциативно-зрительная активность (А. Костюк);
Или же:
- непосредственно-отражательный уровень восприятия,
- промежуточный уровень освоения ладово-гармонических тяготений и переживание метроритма,
- наивысший уровень интеллектуального осознания художественного содержания (С.Х. Раппопорт).
Условно можно выделить три основные ступени процесса музыкального восприятия:
- перцептивное восприятие музыкальных звучаний, их слуховое распознавание;
- анализ выразительно-смыслового значения музыкальной речи, ее понимание;
- эстетическая оценка эмоционально-образного содержания музыки, ее интерпретация.
При условии полноценного восприятия музыки эмоциональная реакция на нее всегда соединяется с аналитико-синтетической деятельностью сознания. Процесс переживания как основа общения с музыкальным произведением пронизывает все ступени восприятия, «отзеркаливая» разнообразную динамику эмоциональных реакций от непосредственно-чувственных проявлений до высших эмоций эстетического наслаждения.
На первой ступени восприятия музыкального произведения – ступени перцептивного распознавания музыкальных звучаний – необходимо развитие умений, которые позволяют учащимсявыделять отдельные интонации, следовать за их развитием, объединять их в единую целостность.
Методы управления музыкальным восприятием на этом уровне:
- выделение фигуры из фона музыки;
- выделение важнейших интонационно-выразительных комплексов,
- уточнение «фигуры» мелодии как ключевой категории содержательной сущности музыки.
Формирование этих умений следует осуществлять на основе опыта общения учащихся с жанрово-стилевыми разновидностями музыкального искусства, обеспечивающих полноценное чувство-понимание специфики разнообразных интонационных формул, символизирующих определенные национальные и исторические культуры.
Вторая ступень восприятия – анализ и понимание музыкального произведения – связан с переходом от перцепции музыкальных звуков к освоению их выразительно-смысловых значений. Эта ступень характеризует стремление воспринимающего к более точному пониманию объективного музыкального текста, который является ближайшим шаром музыкального содержания (В. Медушевский).
Этот шар закреплен в системной структуры устойчивых звуковых образований: формальных, ладовых, ритмических и пр. Их специфические и стабильные сочетания составляют «интонационный словарь» конкретной эпохи. На этой ступени восприятия важно развивать у учащихся умения анализировать музыкальную речь, сравнивать произведение с разными явлениями художественной культуры, использовать данные о социально-историческом фоне развития искусства и использовать иные способы познания авторской мысли.
Эмоционально-эстетическое содержание композитор кодирует в музыкальной речи через специальные знаки. Деятельность восприятия представляет процесс субъективного декодирования этих знаков. Вследствие такой деятельности приводят к формированию опыта понимания музыки.
Когнитивные процессы:
- соединение воспринятого образа с историко-культурным контекстом создания музыки;
- категоризация полученной перцептивной информации, ее осознанная объективизация;
- наполнение «первичного» (мимолетного, эмоционального) содержания «вторичным» (обобщенным, осознанным);
- итоговое освоение сущности музыкального произведения.
Формирование такой группы умений определяется уровнем художественно-эстетической образованности учащегося, который детерминирует характер восприятия и меру его адекватности.
Эстетическая оценка, как интегральный результат деятельности учащегося по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания музыки.
Эстетическая оценка:
- составляет определенный материал относительно анализа изучаемого процесса;
- характеризует и структуру искусства, и структуру того, кто его воспринимает.
Поэтому эстетическая оценка имеет принципиальную возможность быть внешним индикатором сложного процесса функционирования и освоения музыкальной культуры. С одной стороны, эстетическая оценка позволяет выявить влияние искусства на человека, а с другой – уровень эстетического сознания самого воспринимающего, меру ответственности произведения его потребностям и интересам.
Как отмечает О.П. Рудницкая, исследование содержания оценочного отношения к музыке открывает прямой путь к установлению уровня развития музыкального восприятия, творческой активности, глубины и самостоятельности учащихся в перебеге переживания, понимания и интерпретации произведения (С. 31). Тесную взаимосвязь репродуктивных и продуктивных механизмов психики в музыкальном восприятии, единство отражательных и творческих процессов познания музыки позволяют размежевать объективное значение произведения и личностные смыслы, становление которых, по мнению исследователя, можно трактовать как развитие культуры эстетического отношения к искусству.
Необходимым способом познания музыкального произведения является егоанализ, создающий предпосылки верного учета эстетического кредо и мировоззренческих позиций композитора, широкого охвата в процессе музыкального познания историко-теоретических знаний, сопоставления разных творческих стилей и важных выводов относительно объективности интонационно-образного содержания музыки.
Основополагающее значение восприятия в музыкально-эстетическом воспитании, выявление структуры деятельности познания музыки позволяет выделить этапность в целенаправленной организации этого процесса.
Ситуация художественного восприятия. Остановимся на позиции в отношении художественного восприятия, предлагаемой В. Максимовым. Принятая прежде схема«замысел – произведение – восприятие» (или «художник – произведение – аудитория») не может быть признана искомым инвариантом. - Почему?
По мнению исследователя, «ситуация художественного восприятия как таковая должна с необходимостью включать в себя сущностные признаки любой ситуации восприятия искусства, между тем как указанная схема абстрагируется не только от какого-то отдельного случая встречи произведения и аудитории, но и целого разряда таких явлений [Максимов В. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н. Максимов. – М: Музыка, 1980. – С. 54].
- Как выглядит обычно ситуация знакомства с художественным произведением в школьном классе? Каким образом коммуникативная модель искусства отражает тот факт, что в процессе постижения произведения каждым отдельно взятым учеником активно участвует учитель?
Если верить схеме, то каждый испытывает влияние только самого произведения. На самом же деле, постижение замысла художника происходит не только в результате непосредственного контакта с произведением, но и благодаря педагогическому опосредованию.
Что происходит за пределами «школьной ситуации»? За ее пределами особое влияние на процесс восприятия искусства оказывает художественная критика. Но ее существование не отражено в схеме. Не представлены в схеме и такие влияния на индивида как ближнее и дальнее социальное окружение, а также его собственный прошлый опыт (апперцепция).
- Какой вывод напрашивается? Избранная система линейного развертывания принципиально не подходит для отображения зависимостей, определяющих восприятие искусства, поскольку неверно сводить суть процесса постижения художественного произведения к процессу коммуникации. А к такому пониманию ведет исследователя (В. Максимова) названная модель.
В коммуникативной модели искусства В. Максимов выделяет следующие детерминанты: реципиент (воспринимающий) – воспринимаемое произведение – реализуемый в этом произведении замысел художника.
При этом исследователь предлагает рассматривать художественное восприятие в контексте такой науки, как теория эстетического воспитания, определяющей чертой которой является интердисциплинарность – принадлежность одновременно эстетике и педагогике, в недрах которых создается ее категориально-понятийный аппарат.
Итак, методология марксистской теории познания позволяет на общей основе свести воедино психологический, психофизиологический, социально-психологический и социологический планы рассмотрения.
«Восприятие художественного произведения» - акт, включающий и чувственное переживание, и осмысление произведения, требующий для своего осуществления и внимания, и памяти, и воображения воспринимающего. Т.е. – не «единичная», но «комплексная» психическая деятельность [1, С. 61].
То есть, говоря о восприятии искусства как целостном процессе, необходимо использовать все категории психологии (1, 61). Единый «комплекс» получает свое выражение в сознании, «надпсихологическом» понятии. Отсюдавсякое воспринятое произведение можно интерпретировать как полученное знание.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1540;