Тема 43. Исторические пути развития белорусского профессионального музыкального искусства (до начала ХХ века).
Истоки белорусской профессиональной музыки. Важнейшие этапы становления белорусской музыкальной культуры, связанные с периодизацией отечественной истории, а также со сменой музыкально - стилевых эпох: от средневековья (с Х века), ренессанса (XVI век) и барокко (XVП – первая половина XVIII века) до классицизма (вторая половина XVIII века) и романтизма (XIX век).
Активное развитие музыкальной культуры (духовной и светской) в эпоху барокко. Кантовая культура; жанрово – тематические разновидности кантов и их музыкально-стилистические характеристики; сборник кантов «Куранты» (1733) как выдающийся памятник кантовой культуры первой половины XVIII века. Батлейка как одна из ранних форм национального музыкального театра.
Школьный театр как важный очаг развития музыкального искусства; школьные театры в учебных заведениях Полоцка, Могилева, Гродно, Бреста, Витебска, Мстиславля, Несвижа, Минска, Орши, Жировичей.
Распространение бытовой инструментальной и вокальной музыки; «Полацкi сшытак» как яркое свидетельство творческого переосмысления в Беларуси музыки общеевропейских песенно-танцевальных жанров, богатства и разнообразия репертуара местных музыкантов. Расцвет исполнительской музыкальной культуры во второй половине XVIII века. Придворные капеллы Радзивиллов, Сапег, Огинских, Тизенгауза, Зорича и др.
Частновладельческий театр. Его репертуар; характер и роль национального элемента в сочинениях местных авторов («Агатка, цi прыезд пана» Голанда и М. Радзивилла). Возникновение школьной оперы (Р. Вардоцкий «Апалон-заканадауца, цi зрэфармаваны Парнас»).
Композиторская деятельность М. Радзивилла (1751 – 1821), Михала Казимира (1728 – 1800) и Михала Клеофаса (1765 – 1833) Огинских. Тадеуш Костюшка (1746 – 1817). Осип Козловский (1757 – 1831).
Зарубежные музыканты в Беларуси в XVIIIв. Ян Голанд (1746 – 1827).
Романтизм как ведущее направление музыкального искусства Беларуси XIX века. Новые формы концертно-исполнительской практики, театральной жизни, музыкального образования. Начало формирования национального белорусского музыкального стиля в творчестве С. Монюшко (1819 - 1872), А. Абрамовича (1811 - 1854), а также Н. Орды (1807 – 1883), Ф. Миладовского, Ю. Дащинского. Композиторская деятельность исполнителей-инструменталистов во второй половине XIX века. Михаил Ельский (1831 – 1904).
Музыкальная жизнь белорусских городов и исполнительское искусство Беларуси второй половины XIX в. София Шацкина. Евгений Чижевский. Ида Генко. Надежда Муранская. Натан Рубинштейн.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1152;