Происхождение права
Проблема возникновения права является дискуссионной. Из множества точек зрения поданному вопросу можно выделить следующие.
1. Теологические теории провозглашают божественное происхождение правовых установлений.
2. Естественно-правовые доктрины исходят из того, что позитивное право создается государством, а естественное — независимо от государства (например, из разума, природы, психики человека и т.д.).
3. Сторонники исторической школы права утверждали, что право возникает и развивается исторически, подобно национальному языку, вытекает из народного сознания.
4. Психологическая школа права усматривает причины правообразования в психике людей, в императивно-атрибутивных правовых переживаниях.
5. По мнению Йеринга, право порождается аппаратом государства.
6. О. Холмс утверждал, что право возникает из желания примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо вред.
7. Основатель нормативизма Кельзен считал, что право черпает силу в самом себе, не подчинено принципу причинности, поэтому проблемы причин возникновения права вообще не существует.
Существует и много других теорий происхождения права. Ряд авторов видит истоки права в обычае экзогамии, т. е. запрещении брачного общения внутри рода и предписании этого общения за его пределами. Другие авторы выводят первые правовые нормы из деления земельных участков на четырехугольники, разграничения их прямыми межевыми линиями.
В отечественной науке общепризнанно, что право возникает вместе с государством. Именно органы государства контролируют выполнение правовых предписаний и налагают санкции за их нарушение.
Правовые нормы складывались тремя основными путями:
1. Признание (санкционирование) ряда обычаев государством, что означало их превращение в правовые обычаи.
2. Издание государством нормативных правовых актов.
3. Превращение решений определенных государственных органов в обязательные, в прецеденты, т. е. формирование прецедентного права.
Тихонравов считает основным философским вопросом происхождения права вопрос о том, является ли право абсолютной необходимостью, без которой общество вообще не может существовать, или оно является лишь следствием определенных общественных состояний. По его мнению, если изначальное состояние людей — это вражда и произвол, то право абсолютно необходимо, но если люди способны преодолеть свои эгоистические побуждения, то право является лишь историческим моментом.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 739;