Упражнения на сюжетное воображение
Цель упражнений: тренировать преднамеренное моделирование разнообразных эмоциональных состояний, научиться уравновешивать процессы возбуждения и торможения.
Упражнение «Зрительные образы»
Предлагается выбрать какой-либо предмет, ярко окрашенный определенным цветом, лучше без оттенков. Цвет выбирается в соответствии с состоянием, которое моделируется: красный, оранжевый, желтый — цвета активности; голубой, синий, фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный.
Необходимо произнести про себя несколько раз название какого-либо цвета. В воображении возникнут очертания и цвет этого предмета. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности.
Упражнение «Парк»
(на создание настроения покоя,
внутреннего комфорта, глубокого отдыха)
Самоприказ'.
«Зеленая-зеленая зелень. Зеленая-зеленая листва. Зеленая листва шелестит».
Представить себя в парке в теплый и солнечный летний день: солнечные блики перемежаются с пятнами тени от листвы; телу тепло, но не жарко, листва свежая, яркая; просторные поляны и аллеи, уходящие вдаль, листва шелестит под слабым ветерком, далекие и смутные голоса людей; запах свежей листвы (температурный образ, цветовой, пространственный, звуковой, осязательный, обонятельный).
Упражнение «Сирена»
(рекомендуется выполнять при засыпании
для создания состояния отдыха и покоя)
Самоприказ: «Гулкий-гулкий гул. Гулкая-гулкая сирена. Гулкая сирена удаляется».
Представьте себе гулкий звук пароходной сирены над ночным рейдом.
Стенка причала в порту ночью, ярко освещенный пароход, готовящийся к отходу, ходовые огни судов, скользящих по темному рейду. Дальнейшее развитие сюжета — пароход уходит в рейс, убран трап, полоса черной маслянистой воды между бортом и причальной стенкой становится все шире, голоса провожающих и отплывающих отдаляются; пароход уже далеко, лиц не разобрать; движется его светящийся силуэт; снова звучит удаляющаяся сирена, ходовые огни словно скользят по воздуху. От воды тянет запахом водорослей, смолы и моря (обонятельный образ); вечерняя прохлада (температурный образ).
Упражнение сопровождается музыкальным оформлением (спокойная, мелодичная музыка). Выход из аутогенного погружения — естественный сон, так как внимание в данном случае не сосредоточивается, а рассредоточивается, идет от малого круга к среднему и большому.
Упражнение «Ковер»
(на создание ощущения уюта и комфорта)
Основные сенсорные представления — осязательные (тактильные).
Самоприказ:
«Пушистый-пушистый пух. Пушистый-пушистый ковер. Пушистый ковер нежит».
Представьте прикосновение босых ног к пушистому ковру, большому и теплому, в большой уютной комнате. Комната дол-
на быть обязательно большая, не заставленная мебелью (пространственный образ); освещение — в теплых желто-оранжевых Т0нах (цветовой образ).
Упражнение «Лимон»
(на создание атмосферы дружеского,
доброжелательного общения и хорошего настроения)
Основные сенсорные представления — вкусовые.
Самоприказ:
«Кислая-кислая кислота.
Кислый-кислый лимон.
Кислый лимон в стакане чая».
Представьте вкус чая или кофе с лимонной кислинкой. Зрительный образ (цветовой и пространственный) — яркий, но ограниченный круг света над столом, остальная комната теряется в полумраке. Стол накрыт, но уже в беспорядке. За столом — друзья. Беседа немного шумливая, немного беспорядочная, но интересная. Воспоминание о вкусе лимона вызывает, кроме всего прочего, слюноотделение, что в свою очередь стимулирует аппетит.
Упражнение «вдохновения» «Ответственный экзамен»
Состояние, подлежащее коррекции, — страх, опасения неудачи, неуверенность в своих знаниях.
Время «репетирующей» тренировки — утро или день (но не
вечер накануне экзамена!).
В ходе выполнения упражнения необходимо вначале добиться мышечного и психологического расслабления, гася страх и тревогу. С того момента, как начинаются «переходы» из просторных помещений вестибюля и коридоров в более тесные (аудитории, кабинет), происходит мобилизация. Сужается и концентрируется внимания.
Музыкальное подкрепление — спокойная плавная музыка. Представляемые цвета — голубой, синий.
Инструкция преподавателя:
Представьте себе просторный холл или вестибюль института Вы идете спокойно, уверенной походкой, без тени суетливости. Вы не думаете о предстоящем экзамене, не разрешаете себе никаких вопросов или разговоров, относящихся к нему, и лишь улыбкой отвечаете на приветствия знакомых. Словом, вы «держитесь».
Вы переходите из вестибюля в коридор, из коридора в аудиторию, прилегающую к кабинету профессора, т. е. из просторных помещений в более тесные. По мере того, как вы это делаете, ваш шаг, не убыстряясь, становится все более и более четким, походка — все более и более уверенной, осанка — прямой. Перед дверью экзаменатора вы усилием воли «вычеркиваете» все воспоминания о материале, который, как вы думаете, вы позабыли или недостаточно выучили. Вы не думаете в эту краткую минуту ни о чем, что относится к предстоящему предмету, в мозгу у вас — беспорядочная толкотня мыслей. Вы, разумеется, взволнованы, и это вполне естественно. Опасно не волнение перед экзаменом, а чрезмерное волнение, вызывающее растерянность и суетливость. Некоторая взволнованность необходима — она мобилизует.
Но вот вас вызвали и вы перед столом экзаменатора. Вы не выбираете билет, вы берете первый попавшийся. Для вас все билеты равноценны, учебный материал вы знаете. И, действительно, вопросы билета, который достался вам, как раз те, какие нужно. Вы, собственно, могли бы отвечать и без подготовки, но не следует вести себя заносчиво — лучше сесть и привести в порядок свои мысли. И как только вы стали это делать, беспорядочный ход мыслей сменяется плавным и ровным их течением — знания, накопленные вами, всплывают в сознании в стройном порядке, и вы готовы в таком же порядке их изложить...
Способы ситуативной саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации Необходимо вооружить студентов способами непосредственной саморегуляции эмоционального состояния во время |
Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977.
Дбйствия напряженных факторов. Для этих целей могут использоваться:
, Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним
выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике,
характеру речи, наличию мышечного напряжения, повы
шенной частоты дыхания. Контролировать внешнее вы
ражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов
самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли
я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как
я дышу?». В случае выявления признаков напряженнос
ти необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно
сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сде
лать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащен
ное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей направленности
(успокаивающее дыхание, глубокое дыхание). Можно ис
пользовать следующее дыхательное упражнение: сделать
глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота,
задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпу
стить воздух через рот ровной струей. Повторить упражне
ние 3—5 раз. Таким образом снимается напряжение тела и
мозга, создается уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуализации —
сосредоточение внимания и воображения на определенном
объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощуще
ниях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное действие.
Активизация чувства юмора — попытаться увидеть комичес
кое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно пред
ставить агрессивного партнера в комической ситуации (как
бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоо
парка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его
ошибку, несообразительность, эмоциональность
• Отвлечение — постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учц~ теля. М., 1989.
Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. М., 1969..
Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1971.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1098;