Пчеловождение в бортях
Многие (VII) пчеловоды, в особенности в безлесных местностях, убеждены, что о бортях следует упоминать только при изложении истории пчеловодства. На самом же деле, не только на нашем севере — Сибирь, Урал, но даже и в Киевской губернии (напр., Радомысльский уезд) еще многие пользуются этими пчелиными жилищами, и в сумме они дают значительный и почти без всякого труда получаемый доход.
Сведений об уходе за бортью в литературе не имеется, и мне хочется хоть небольшой заметкой пополнить этот пробел.
Я имею несколько знакомых бортников у которых при охотах ночевал и, как любитель, помогал им при их работах в лесу.
Мои воспоминания об этом соединю с рассказом У. М. Ма-карченко, владельца многих бортей и, вместе с тем, рамочной пасеки с ульями Левицкого и Дадана, которую он, как и борти, ведет образцово. Это доказывает, что борть отстаивает свое существование вовсе не в силу даваемого ею дохода, дохода довольно значительного, если сопоставить его с трудом, затрачиваемым по уходу за бортью.
Врагом борти являются редеющие леса и запрещение выдалбливать деревья; но во многих местах дупло в живом дереве теперь заменяется установкой на каком-нибудь толстом суке, вплотную со стволом обыкновенно колоды, и в этом виде бортневое пчеловодство сохранится еще долго.
Перейду к устройству обыкновенной борти.
Бортник запасается кожаной веревкой, плетеной обыкновенно из 4-х сыромятных ремешков, длиной в 90 аршин (не меньше). На одном конце этой веревки устраивается сиденье с досточкой для бортника. Это так называемое креслице, над которым укрепляется крюк.
На продолжении веревки складывается петля, которая обхватывает ствол дерева на аршинном расстоянии от земли. Ставши ногой в эту петлю и держась левой рукой за ствол,
' В этих и нижеследующих строчках некоторые критики усмотрели доказательство моей приверженности "к старинке". Они упустили мое примечание, где я прямо ставлю вопрос по поводу неразборного улья и категорически заявляю, что ему следует предпочесть улей рамочный. Эта мысль выражена не раз и в других местах книги. Но то, что сразу сделать невозможно, то надо сделать постепенно.
правой рукой закладывают новую петлю на один аршин выше, в которую закладывают другую ногу, а первую освобождают из нижней петли, дернув за веревку, распускают первую петлю и переносят ее на один аршин выше, и т. д. Долезши до первого хорошего сука, через него перекладывают веревку, подтянув сиденье, усаживаются на нем и спускаются на место, которое удобно долбить. В этом месте дерево должно быть около аршина толщины, чтобы стенки борта были достаточно толсты, и дерево не сломалось. Теперь перекинутый конец веревки прикрепляют к крюку над креслицем, после чего бортник висит у ствола со свободными для работы руками.
Входное отверстие делается по преимуществу с южной стороны, имеет три вершка ширины и вершков шесть вышины. Оно закладывается деревянной должеей. Дупло выдалбливается вниз и вверх от должен так, что высота дупла получается около 18 вершков, а поперечник от 6 до 8 вершк. Орудием служит долото, лезвие которого имеет 1,5 дм ширины; долото насаживают на полуторааршинную толстую палку. Взяв ручку палки обеими руками, ударяют, как ломом, в место, где желают углубить дупло. Молоток не применяется. Затем дупло выскабливается закругленной стамеской (скубил-кой), употребляемой бондарями. Леток просверливается вершков на 7—9 от потолка и вершка на три в сторону (к востоку от должен). В середину помещают крестовины, состоящие из несколько согнутых кверху палок. Тяжесть сотов, надавливая на выпуклые к верху снозы, заставляет концы их сильнее упираться в стенки дупла. Крестовины имеют в разрезе трехгранную форму, причем одни из углов обращен книзу, т. к. предполагают, что пчелы к таким крестовинам лучше приваривают соты.
Закончив дневную работу, снимают веревку с крюка и спускаются вниз.
Приготовленная зимой или ранней весной борть дожидает роевую пору, когда пчелы начнут вылетать на колодах. Тогда бортник, наломав пучки однолетних ольховых побегов, дает им завянуть (но не засохнуть) в сарае. Затем, смочив их водой, натирает ими стенки борти, а пучек мокрых верхушек кладет на дно. Соединение запаха ольхи и сосны придает борти запах меда, который приманивает пчел.' Сначала являются ищейки,
' В литературе для привойников рекомендуют лимонную мелиссу (Melissa officinalis), многолетнее растение, размножающееся семенами и делением кустов. Известен следующий рецепт: мелиссового масла 4 части (по объему), масла зведчатого аниса 1 часть, глицерина 1 часть, малиновой эссенции 10 капель. Эссенцию необходимо растворить в 30 каплях цельного чистого винного спирта. Можно пользоваться и экстрактом лимонной цедры или вытяжкой (на спирту) из мертвых плодных маток. Хвалят также рецепт: на 10 капель мелиссового масла прибавляют 1/2 стакана медовой сыты. Этим смазывают леток и должею колоды. Наконец, борть натирают воском, к которому прибавляют в растопленном виде мелиссовое масло.
которые летают возле летка на подобие воровок, так что можно подумать, что борть подверглась нападу; но к вечеру все затихает. Вскоре из летка устанавливается правильный лет, что означает, что борть заселена. Ее не трогают до осени, когда начинается выломка в бортях меда и воска. Для этого под деревом разводят небольшой огонь и в него кладут дубовый кол, в конце расколотый на несколько частей. Когда кол нагорит, то, привязав его к веревке вместе с топором, кошем и ведром, влезают посредством веревки к борти. Подкурив пчел тлеющим колом, вырезывают занос снизу на столько, чтобы пчелам осталось достаточно для зимовки и меду, и вощины. Затем должея вкладывается обратно и не обмазывается (в Ра-домысльском уезде Киевской губ.), так как щели, в которые не может пройти пчела, скорее полезны, чем вредны. Кругом борти навешиваются сосновые ветви с иглами: они защищают борть от дятлов. Эти ветви должны висеть у населенной борти круглый год, так как некоторые породы дятлов на зиму не улетают. Обыкновенно в борти постройки служат лет 20 и больше, но некоторые бортники обновляют занос каждые 5—6 лет, вырезав правую или левую половину его до самого верха.
Гибель молодой матки при оплодотворении случается очень редко, так как матка не может по ошибке попасть в чужой улей.
Мотылица и болезни навещают борть гораздо реже, чем на скученных пасеках, и бортники знают только гибель семьи от голода.
Весной выгребают осыпь и грязь до дна дупла, а если можно, еще раз подрезают излишек сотов, оставленный с осени.
Кроме замены дупла в живом дереве упомянутой выше постановкой на суке колоды одним из усовершенствований борти является отверстие, просверленное на верху дупла, обыкновенно забитое чопиком; над отверстием в дерево вбит деревянный колышек.
Это те приспособления, которые помогают бортнику при вырезке старой борти целиком на воск и мед забрать пчел для переселения на домашнюю пасеку, что приурочивается обыкновенно к весне или к окончанию ройки. В этом случае на упомянутый колышек вешают ройницу отверстием вниз и так, чтобы последнее находилось над просверленной вверху борти дыркой, из которой чопик теперь вынут. Подкуривая пчел дымом, их заставляют подняться вверх, затем через отверстие выйти наружу и перейти в ройницу. Борть остается на время открытой, а когда запах дыма исчезнет, ее устраивают снова для приема вольного роя.
ОТДЕЛ VI
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1162;