Индикаторы страха
Боулби выдвигает четыре довода, на основании которых он объединяет столь различные формы поведения в поведенческий синдром страха: 1) многие, если не все, перечисленные реакции, как правило, возникают одновременно или последовательно; 2) события, вызывающие одну из этих реакций, как правило, вызывают и другие (но не обязательно все); 3) большинство из перечисленных реакций, хотя и не все, выполняют одну и ту же биологическую функцию – функцию защиты; 4) люди, проявившие данные реакции, по крайней мере те из них, кто в состоянии рассказать о своих переживаниях, говорят о том, что они были «испуганы, обеспокоены или встревожены» (р., 88).
Очевидно, что плач не может служить несомненным индикатором страха. Плач – это прототипическое выражение печали; им могут также сопровождаться эмоции гнева и радости. Что касается субъективного переживания тревоги, то и оно само по себе не может считаться индикатором страха и только страха (Izard, 1972).
По мнению Кагана и соавт. Причинами «состояний дистресса» являются:
1. Неассимилированное несоответствие;
2. Антиципация нежелательного события;
3. Непредсказуемость ситуации;
4. Осознание несоответствия между желаниями и поведением;
5. Осознание диссонанса между желаниями.
Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности (вставить в примере, когда женщина не переносила запах перегара и чуть не выбросила мужа из окна).
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 1253;