Педагогические идеи в философии
В конце XVIII - первой половине XIX в. в Германии развивалось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название "немецкой классической философии". Его представители внесли особый вклад в развитие педагогики Нового времени. Классики немецкой философии, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и (что еще более важно) своими философскими теориями.
Иманнуил Кант (1724-1804), будучи профессором университета в Кенигсберге, читал курсы философии и педагогики. Он видел смысл философии в том, чтобы ввести человеческую волю и существование в русло законов, столь же непреложных, что и законы природы. Помышляя прежде всего о самоопределении личности, Кант особо занимался проблемой формирования высокого "нравственного чувства" - голоса совести, "внутреннего судьи".
Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев "наукой о нравственности, долге и самообладании", которую приведет в соответствие с определенными, сложившимися до нее формами познания ("категорический императив").
Кант расценивал воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание". Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы".
Педагогические идеи Канта складывались под влиянием руссоизма. Кант признавался, что ни одна из прочитанных книг не произвела на него большего впечатления, чем "Эмиль, или О воспитании". Вслед за Руссо Кант полагал, что нравственность, доброта не определяются знаниями, что в человеке от природы существуют задатки добра. Но в отличие от Руссо Кант отвергал тезис, что культура и общество преимущественно приносят зло. Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния.
Учение "Я" Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности. Фихте противился повторению чужих идей и взглядов - "мертвого образа". Его идеалом было жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Фихте считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией. Он подчеркивал, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее - культурой общечеловеческой.
На социальную обусловленность воспитания и образования указывал Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Он говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между старшим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемственную связь. Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой при определенном общественном и государственном устройстве.
Заметно сказались на развитии педагогической мысли философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Гегель утверждал, что человек – это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т.е. формируется сам. Подобный процесс является чередой "отрицания" прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть "трудная, раздражающая борьба с самим собой".
Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. Он усматривал в формировании индивида отражение конкретного исторического процесса ("каждый человек - сын своего времени и своего народа"). Это не означало обреченности на пассивное существование отдельного человека. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой.
На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма.
Социалисты-утописты Ф. М. Ш. Фурье (1772-1837), К. А. Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р. Оуэн (1771-1858) (Англия) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения (Локком, Гельвецием, Вольтером и др.) социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности.
Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гармоническом развитии личности. Идея трудового обучения была оформлена в марксистской трактовке в виде тезиса о политехническом образовании (ознакомление подрастающего поколения с основными принципами важнейших процессов производства). Главным критерием нравственного воспитания Маркс и Энгельс считали верность пролетарской классовой морали, которую они ставили выше общечеловеческих нравственных ценностей.
В середине XIX в. в западной философии воспитания происходят важные преобразования. На смену универсальным мировоззренческим схемам, в которые вписывалась и педагогическая проблематика, пришли философские концепции, ориентированные на факты, на данные "позитивных" наук (прежде всего, социологии). Философия "позитивизма" в педагогике представлена идеями француза О. Конта, англичан Дж. С. Милля, Г. Спенсера и других ученых.
Один из основателей позитивизма Огюст Конт (1798-1857) считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются прежде всего "совокупностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной".
Ту же, что и Конт, убежденность в социальной значимости воспитания и образования высказывал Джон Стюарт Миллъ (1806-1873). Поэтому понятно, что критерием результативности образования Милль считал готовность человека жить общественными интересами, содействовать благу общества. Воспитание преодолевает эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и свободы в обществе.
Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX в. пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820-1903). Спенсер попытался объединить идею постепенной прогрессивной эволюции природы и общества с дарвинистской идеей естественного отбора. Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых общественных явлений.
В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее "полезного " для нужд каждого человека. Гуманитарное образование (языки, литература, история и пр.), по мнению Спенсера, второстепенны, лишь "украшение", страсть к которому объясняется традиционным престижем классицизма. Как думал Спенсер, в обществе нарастает тяга к индивидуальной свободе. Приобретение же полезного образования - важный гарант такой свободы.
Спенсер немало взял у предшественников педагогической мысли XIX столетия. Так, он вслед за Руссо проповедовал метод естественных последствий в воспитании. "Правильное поведение в жизни гораздо лучше обеспечивается тогда, когда хорошие и дурные последствия поступков понимают, чем когда в них просто верят, полагаясь на авторитет."
Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили представители философии иррационализма: С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Датский мыслитель Сёрен Къеркегор (1813-1855) помышлял прежде всего о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми суждениями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора. Воспитание такой способности значило, по Кьеркегору, поощрение к сомнению и критике, к отказу безвольно следовать иным мнениям. Такая способность образно именовалась "думающим скепсисом", формировать который предлагалось сократовским методом бесед.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) еще жестче, чем Кьеркегор, настаивал на решающем значении внутренних факторов развития личности. Он отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внешнего воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей.
Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что окружающий мир представлен в идеальном свете -таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле. Учителя, говорил Шопенгауэр, должны подать "первый пример открытости и честности, объявив: мир лежит во зле, люди не являются тем, чем они должны быть". Это не значит, что Шопенгауэр видел ситуацию в образовании тупиковой. Он предлагал педагогу внушить ученику мысль: "Не обманывайся и стремись быть лучше".
Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900) специально занимался вопросам воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образования Ницше видел прежде всего в пренебрежении задачами нравственного воспитания. Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся. Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка, истории как ретрансляторов духовной культуры.
Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важное условие успеха - это то, что талантом должен руководить гениальный наставник (особенно на высшей ступени образования).
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 574;