And (и) - логическое умножение (конъюнкция).
4. not (не) - логическое отрицание.
Запись функций на языке Pascal представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Название функции | Выполняемое действие | Запись функции в программе |
Sin | Определение синуса аргумента | a := Sin (x) |
Cos | Определение косинуса аргумента | a := Cos (x + y) |
Sqrt | Определение квадратного корня аргумента | a := Sqrt (x) |
Sqr | Определение квадрата аргумента | a := Sqr (x) |
Abs | Определение абсолютного значения (модуля) аргумента | a := Abs (x) |
Exp | Определение экспоненты аргумента | a := Exp (x) |
Ln | Определение натурального логарифма аргумента | a := Ln (x) |
Round | Округление аргумента | a := Round (5.5) |
Trunc | Отбрасывание дробной части аргумента | a := Trunc (5.2) |
Основные операторы языка Pascal
Все операторы в программе разделяются точкой с запятой.
1. Оператор ввода
Read(Идентификатор переменной);
Read (а);
Здесь: Read - процедура, сообщающая о вводе переменных;
а - идентификатор переменной, значение которой будет введено.
Если вводимых переменных несколько, то они записываются через точку с запятой.
Read (a, b, c);
Форматированный ввод
Readln (x); - данная запись в программе означает, что после ввода значения переменной x курсор будет переведен в начало следующей строки.
2. Оператор вывода
Write (Идентификатор переменной);
Write(а);
Здесь: Write - процедура, сообщающая о выводе переменных;
а - идентификатор переменной, значение которой будет выведено.
Также как и в операторе ввода при выводе нескольких значений идентификаторы переменных записываются через точку с запятой.
Write (a, b, c);
Форматированный вывод значений целого типа
Write (a : n)
Здесь: a - идентификатор переменной, значение которой будет выведено на экран; n - количество разрядов в строке отведенных для вывода значения переменной.
Форматированный вывод значений вещественного типа
Значение вещественного типа в Pascal может быть представлено в двух формах: с плавающей точкой или с фиксированной точкой.
При использовании обычной конструкции вывода значения Write (a); на экран монитора будет выведено значение с плавающей точкой, запись вида:
0.0000000000Е+00
Для вывода значения вещественного типа с фиксированной точкой принято использовать следующую конструкцию
Write (a : n : n1);
Где: a - идентификатор переменной, значение которой будет выведено;
n - количество разрядов в строке отведенных для вывода значения переменной;
n1 - количество разрядов после десятичной точки.
Вывод текста на экран
Вывод текста на экран используется для организации диалогового режима и для оформления вывода данных.
Для вывода текста на экран после оператора вывода в скобках в апострофах вносится текст, который должен быть отражен на экране.
Write ('Любой текст');
3. Операция присваивания
Операция присваивания записывается тремя частями:
<имя переменной> := <выражение>
Работает операция следующим образом: сначала вычисляется выражение, затем результат вычисления присваивается переменной, имя которой записано в правой части.
4. Оператор условия в Pascal
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.
Структура оператора условия имеет следующий вид:
If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;
где If, then, else - зарезервированные слова (если, то, иначе);
<условие> - произвольное логическое выражение;
<оператор 1, оператор 2> - любые операторы языка Turbo Pascal.
Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение, если результат вычисления имеет значение ИСТИНА, то выполняется оператор или группа операторов следующих за словом then, если же выражение имеет значение ЛОЖЬ, то выполняется оператор, следующий после слова else.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 986;