Искусство (художественная деятельность)
Искусство — квази- как бы познание и квази- как бы практика.
Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это — прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.
Если познание — перевод реального в идеальный план, а практика — перевод идеального в реальное, то искусство — способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним движением”, т. е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство — именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом “выяснения отношений” является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “договариваются” — получается прекрасное. Когда они “не договариваются” — получается безобразное, уродливое.
Прекрасное и безобразное, красота и уродство — полюсы художественной деятельности.
Главная категория в искусстве – красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т. д.), но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота – это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).
В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике (прекрасное, безобразное, комическое, драматическое, трагическое, возвышенное, низкое). Это “проигрывание” необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям любви, труда и борьбы, к реальной жизни.
Искусство — “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить — от слова «лад», т. е. красота-гармония). Л. Н. Толстой справедливо писал: «Как происходит совершенствование знаний, т. е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства.» (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)
Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура...), музыка, художественная литература, театр, кино, эстрада и т. д.
Спорт
Это — люди будущего, — говорил А.П. Чехов о спортсменах. — И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны.
Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе, технических видах спорта).
В словарях русского языка[103] спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта — шахматы, шашки, карты и т. п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.
Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.
Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.
Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты... 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба... 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол... 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика... 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол... 7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика... 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика... 9. Технические: автомобильные, мото- гонки... 10. Нехудожественные: бег... 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика... 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика...
[1] Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12.
[2] Рационализм — это когда утверждается верховенство разума в жизни человека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже, п. 1.3, стр. 16.
[3] От греч. empeiria — опыт.
[4] Абсолютизация — преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее.
[5] Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.
[6] Теоцентризм — представление, согласно которому Бог является главным предметом внимания и забот (почитания, поклонения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производны от Бога и управляются им.
[7] Теизм (от греч. theos – бог) — вера в Бога, согласно которой он существует вне и над миром, является сверхъестественным личным существом, творцом и властителем мира.
[8] Сенсуализм (от лат. слова sensus – чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником знания.
[9] Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю.
[10] Tabula rasa (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии. — См. Краткая философская энциклопедия, стр. 574.
[11] На это Вольтер язвительно замечал: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.
[12] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.
[13] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.
[14] См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201.
[15] См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422.
[16] Основной постулат Гитлера в программном обращении к армии перед Drang nach Osten звучит так: «Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью во славу Великого Рейха!»
[17] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 149.
[18] Пьер Симон Лаплас — выдающийся французский ученый-математик. Он полагал, что устройство мира подобно часовому механизму.
[19] Примером нормы применительно к поведению человека в обществе является золотое правило поведения. См. о нем ниже, п. 15.10, стр. 410.
[20] См.: Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 474.
[21] 3десь и далее речь будет идти о реальных, объективных, одним словом, диалектических противоречиях. В тех случаях, когда нужно провести различие между понятием реального противоречия и понятием (формально)логического противоречия, будут употребляться соответственно выражения "реальное, объективное, диалектическое противоречие" или "логическое, формальнологическое противоречие".
[22] См.: Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.
[23] Под противоположностью в том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.
[24] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.
[25] "Единство" берется здесь лишь в одном из значений — как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).
[26] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они — исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".
[27] Подробнее о свободе см. ниже, п. 4.3 «Свобода», стр. 368.
[28] См. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (М., 1991).
[29] Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.
[30] При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая «комбинация» причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2 «Целесообразность, целеполагание, целенаправленность».
[31] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.
[32] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).
[33] Мне представляется, феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением письменности. Это где-то 6-9 тысяч лет назад.
[34] См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.
[35] “Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”.
[36] Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: “Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”
[37] О любви как одной из форм «делания» бессмертия см. выше, п. 13.4, стр. 315.
[38] От лат. liberalis — свободный.
[39] Здесь стратификация (лат. stratum слой + facere делать) — разделение общества на страты, слои.
[40] Т. Гоббс. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.
[41] Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г. о золотых приисках в бассейне Амазонки.
[42] П. Гольбах. Избр. произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.
[43] П. Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.
[44] Г. Дж. Мюллер. О свободе. — Журн. «Америка», № 89. С. 24
[45] См.: Философский словарь (Г. Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.
[46] “Свобода — возможность поступать так, как хочется”. — Это скорее определение не свободы, а своеволия. Тацит по этому поводу хлестко сказал: “Лишь глупцы называют своеволие свободой”. Ср. Хейз: “Возможность делать все, что нам угодно — не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой” (См.: Афоризмы. (По иностр. источникам. М., 1966. С. 61).
[47] Гегель. Соч. Т. 1. С. 44. См. также ниже, п. “О так называемом парадоксе свободы”.
[48] См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.
[49] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”
[50] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: С. 145.
[51] Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].
[52] Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
[53] Выражение “случайность хотения” встречается у Гегеля (см. его “Энциклопедию философских наук”, т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия “произвол”.
[54] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метаф. 982b 25).
[55] Гегель. Энцик. филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).
[56] См.: Е.З.Воробьев. Земля, до востребования.
[57] Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.
[58] Степени свободы объекта — независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z.
[59] А. И. Герцен. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.
[60] Коррупция — взяточничество, мздоимство и т. п.
[61] Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 290.
[62] См.: В.С. Соловьев. Русская идея. — В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246.
[63] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.
[64] См.: Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982. С. 330.
[65] Ф.Р. Ламенэ точно сказал: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия».
[66] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.
[67] Там же. С. 278.
[68] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.
[69] Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.
[70] Там же. С. 56.
[71] Под человеком здесь имеется в виду и отдельный человек, и разные общности людей, и человечество в целом.
[72] Не следует путать этот термин с термином «контркультура». Контркультура — это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.
[73] Маргинальный — находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал — человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.
[74] Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”.
[75] Логическая диверсия — разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.
[76] Презумпция невиновности — положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке, т. е. в суде.
[77] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.
[78] О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 279.
[79] “Великая Октябрьская революция” —идеологический миф.
[80] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.
[81] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно — как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т. п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т. п., с другой.
[82] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151.
[83] Близким по смыслу к этому понятию является понятие «целеустремленность».
[84] Еще Аристотель указал на этот критерий познавательной деятельности: “...истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное — связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами” (Метафизика 1051b 3-6). — Аристотель. Соч. в 4-х т.т. Т. 1, М., 1976. С. 250.
[85] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.
2 Там же. С. 96.
[86] Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.
[87] Дистинкция — различие, разделение.
[88] Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.
[89] Основными правилами логического мышления являются так называемые законы логики: тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.
[90] Разновидностью такого мышления является мистическое мышление (умонастроение).
[91] См.: “Интуиция — “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” — Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.
[92] Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в формальнологическом смысле, а в значении “диалектическое противоречие”.
[93] М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.
[94]Указанному критерию близок по смыслу принцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 году. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.
[95] В. П. Алексеев. Становление человечества. М., 1984. С. 242-244.
[96] А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М., 1968. С. 641-642.
[97] См.: В. Ф. Берков. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. С. 12.
[98] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 109.
[99] В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. — В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.
[100] Д. Юм. Естественная история религии. Гл. XI. — В: Д.Юм. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1996. С. 353.
[101] См., например: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 164.
[102] В естественном языке слово «практика» употребляется главным образом в значении «деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).
[103] См., например: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982.
[LB1] Очень необъятная философия Древнего мира. То что предшествовало философии – это предфилософия. Люди философствовали уже тогда, когда начали говорить. Сегодняшние фразы используют как крылатые выражения. Мифологическое мышление (время – человек по имени Хронос) было во главе всего. Многие олицетворяли настоящее с мифами. Мифология Древней Греции наиболее развита, более осмыслена и была почти готовой философией. Одиссея – собрание мифов с философским подтекстом. Отдельные мудрецы (7 – 6 в. до н. э.) – Фалес – первый философ в истории.
Греция. Фалес. Милетская школа. Был разносторонним ученым. Легенды (маслобойни, оливки). Известно, что он предсказал затмение. «Все – есть вода!» – утверждал Фалес. Современная наука установила, что во вселенной до 90% вещества водород. Где-то Фалес прав. Основной мыслью он выдвинул идею без мифологии. Начало всего существующего – аперон (по гречески «архе»). Из воздуха все происходит – сгущаясь воздух превращается в землю, воду.
[Л.Б.2] Такая философия несколько напоминает буддизм, в котором главная идея — нирвана (угасание, успокоение, исчезновение).
[Л.Б.3] Эта формула говорит о том, что свобода сама себя внутри себя ограничивает, что она имеет пределы. Сама по себе свобода, как сущностное качество человека, его жизни, имеет ограничения. Свобода – это возможность выбора. Не все, что хочет или может человек, находится внутри свободы, как возможности выбора. Свобода отрицает такую возможность, как, например, лишение себя жизни, т. к. в данном случае человек лишает себя свободы, отсюда и возникает противоречие. Свободу нельзя понимать как своеволие.
[LB4]
Написать эту часть трилогии на основе следующих книг:
Жизнь, смерть, бессмертие. — 100 с.
Критика марксизма и коммунизма. 80 с.
Золотое правило поведения. — 22 с.
Либерализм и свобода. — 19 с.
О любви
Из “Новой метафизики”:
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 794;