Внутренняя торговля
Существенным фактором, стимулирующим рост внутренней торговли, было увеличение товаро‑обмена между черноземным и нечерноземным центрами, рост численности городского населения, армии. Усилению обмена, особенно в Центральной России, где проживала преобладающая часть населения, способствовало развитие водных путей. Главной водной артерией была Волга и реки волжского бассейна. На севере – Северная Двина с притоками. На западе – Западная Двина. На юге – Дон и Днепр. Доставка грузов по воде обходилась во много раз дешевле, чем по суше. В области внешней торговли первостепенная роль принадлежала Петербургу, Риге и Архангельску, а на юге – Астрахани.
Важным фактором развития внутреннего рынка стала государственная политика, направленная на стимулирование торговли. Здесь следует упомянуть, прежде всего, отмену внутренних таможен (1753), ликвидацию монополий (1762), протекционистские тарифы (1757 и 1763), защищающие внутреннего производителя.
Внутренняя торговля осуществлялась в трех основных формах: на ярмарках и торгах, посредством развоза и разноса товаров, а также стационарную сеть, т. е. торговлю лавочную.
Развитие торговых связей во второй половине XVIII столетия, знаменовали новую ступень в складывании единого всероссийского рынка. Центром внутренней торговли оставалась Москва. Этому способствовало ее центральное положение. По сходившимся в Москву торговым путям шли постоянно два встречных потока – привоза и вывоза товаров. Из продовольственных – это были хлеб, соль, скот, вино, значительная часть которых поступала из районов, расположенных к югу от Москвы городов: Воронежа, Тамбова, Орла, Курска и др. Для нужд московской промышленности поступали также сырье и полуфабрикаты. Из Москвы вывозились преимущественно промышленные изделия как привозные, так и местной, московской выработки. В XVIII в. возросла роль Москвы как главного распределительного пункта и для товаров, привозимых из‑за рубежа: из Китая, Средней Азии, стран Западной Европы.
В каждом регионе России были свои связующие пункты торговли. На севере – Архангельск, на северо‑западе – Новгород, Псков, Торжок, Тверь. На западе – Витебск, Могилев, Смоленск. Торговля этих городов была связана и с внешним рынком через Петербургский, Нарвский, Ревельский и Рижский порты. По суше товары с запада шли через Польшу. На юге России важнейшим пунктом торговли с Азией была Астрахань.
Связующая роль в торговле принадлежала также ярмаркам. Главной ярмаркой России была Макарьевская (близ Нижнего Новгорода). Этому способствовало удобное ее расположение. Здесь сходились бассейны рек Волги, Камы и Оки.
Сюда следовали также товары из Сибири – меха, из Китая – чай. С Урала шли металл, поваренная соль, с юга – хлопок, пряности, рыба и т. д. Отсюда товары следовали в центральные густонаселенные районы России.
Посредниками в торговле с Китаем и Средней Азией были ярмарки: Ирбитская (р. Обь) и Троицкая (в 120 верстах от Челябинска). Ярмарки, Свенская (г. Орел), Рождественская (г. Курск), Севская, Нежинская, Сумская были важными звеньями торговли в черноземном центре. В более или менее крупных городах существовали ярмарки местного значения. Ярмарки функционировали в строго определенные дни, которые выстраивались так, что купец, по окончанию одной, поспевал к открытию другой, близлежащей и т. д. Так складывались так называемые «ярмарочные цепи», которые к концу XVIII столетия уже охватывали основные районы России.
Ярмарки дополнялись торгами и торжками, которые функционировали в селах и местечках. Торговля здесь велась по воскресным и праздничным дням, во время стечения народа. Оживленная торговля велась перед постом, после уборки урожая, когда было что продавать или надлежало сделать запасы на зиму. Продавали то, что требовалось для повседневной жизни. Торги дополнялись торговлей разносной. Такой торговец вел мелочную торговлю и в городе и в деревне, доходя до самых отдаленных мест. Продавал нужный товар или выменивал его на продукты крестьянского хозяйства. Приходил, как правило, в то время, когда урожай лежал в закромах, и можно было с выгодой осуществлять торговые сделки. Уже во второй половине столетия жители целых деревень (офени) специализировались на разносной торговле.
Стационарная торговля, как правило, имела место в больших городах и, прежде всего, в столицах. Так, в Москве, в 1785 г., насчитывалось 8732 лавок, палаток, ларей и 80 погребов. Только в двух Гостиных дворах Китай‑города было 200 кладовых палаток или пакгаузов. Торговцы одним ходовым товаром объединялись в «ряды». В центре Москвы было около 30 таких рядов (мясных, хлебных и др.). В них насчитывалось 1648 лавок и ларей.
О степени развития внутренней торговли во второй половине XVIII в. свидетельствует рост общей численности ярмарок и торгов. Так, на сопоставимых территориях за указанный период число городских ярмарок увеличилось в три раза, а сельских – в семь раз. При всей относительности этих пропорций они со всей непреложностью свидетельствуют о весьма значительном увеличении внутренней торговли.
Торговля во второй половине XVIII в. во все большей степени теряет свой сословный характер. И если в своем «Наказе», там, где речь шла о торговле, Екатерина II, безусловно, отдавала приоритет купечеству, а торговля дворян порицалась (официально им предоставлялось право торговать лишь продуктами, которые производили их крестьяне, а также в портах, но только оптом), то в последующие годы, идя навстречу интересам помещиков в условиях развития товарно‑денежных отношений, когда принцип привилегий стал сменяться принципом конкуренции, ограничения существенно смягчаются. Так, в статье 27 «Жалованной грамоты дворянству» (1785) уже означено: «благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревне родится», и далее: «благородным дозволяется оптом продавать или из указных гаваней за море отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделен будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы».
В торговлю все более широко включаются крестьяне. Этому способствовало и то, что в условиях роста повинностей помещик был заинтересован в увеличении доходности крестьянских хозяйств, особенно там, где крестьяне были на оброке. Поэтому «Комиссия о коммерции», созданная еще в 1763 г. и призванная содействовать торговле, полагала, что хотя торговля крестьян для купцов вредна, «но для жителей здешних выгодна». И если первоначально речь шла лишь о торговле розничной, то в конце столетия жителям, включая крестьян, разрешена была оптовая торговля в городах «съестными и прочими припасами», при условии уплаты соответствующего акциза.
Таким образом, государственная политика и в области торговли стала важным стимулятором ее развития, что соответствовало интересам государства, господствующего сословия, а также представителям других сословий, включая крестьян.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1382;