Внутренняя политика
Воцарившись, Елизавета Петровна провозгласила о своем стремлении возвратиться к «началам Петра». Последовали соответственные преобразования в правительственном аппарате. После дворцового переворота 1741 г. Кабинет министров был упразднен, Сенату были возвращены все прежние его права. В него вошли сторонники Елизаветы, представлявшие русское дворянство. Вновь став высшим органом управления, Сенат сосредоточился, главным образом, на законодательной деятельности. Им было подготовлено 4/5 всех законов (указов Сената), введенных в империи с 1741 по конец 1761 г., именные указы (1/5 законов) также составлялись и рассматривались в Сенате до подписания их императрицей. Вместе с тем при императрице вскоре после ее восшествия на престол возник не имевший никакого формального статуса совет из доверенных лиц и фаворитов – братьев Шуваловых и Воронцовых, А.П. Бестужева‑Рюмина, А.Г. Разумовского (тайного мужа Елизаветы Петровны), выполнявший роль правительства и влиявший и на работу Сената. В государственных учреждениях по мере укрепления абсолютистского режима увеличивалось значение личного начала при принятии решений в противовес принципам коллегиальности. К середине XVIII в. сформировалась сильная бюрократия (чиновничество), усилилась централизация власти.
14 мая 1756 г. была учреждена Конференция при высочайшем дворе, в которой первоначально обсуждались вопросы ведения военных операций в начавшейся Семилетней войне и проблемы международной политики, но вскоре она сосредоточила в своих руках и внутреннее управление, имея право направлять в Сенат свои указания (в форме «протоколов», «экстрактов»); в качестве правительствующего органа восстановленный Сенат, «как это установлено было Петром», претерпел значительные изменения. Его полномочия оказались теперь значительно шире. При Петре I Сенат был органом административным. При Елизавете ему дана была законодательная инициатива: его распоряжением раздавались чины, деньги, жаловались деревни и проч., «утесняя здесь иные учреждения». Позднее Екатерина II скажет, что наделение Сената столь широкими полномочиями стало следствием «неприлежания царствующей персоны к делам» и стремлением к полноте власти лиц из ее окружения. И, действительно, лишь в первое время после восшествия на трон Елизавета Петровна посетила несколько заседаний Сената, но затем от государственных дел почти устранилась. Должностные лица неделями, а то и месяцами ждали случая, чтобы получить подпись под срочным указом: одно упоминание о делах вызывало в ней чувство раздражения. Но с тем большим увлечением она предавалась увеселениям и придворным балам.
Вместе с этим ей в большой степени присуще было чувство милосердия: она отказалась утвердить проект жестокого уголовного кодекса, фактически отменила смертную казнь, приказала изыскать возможность понизить цену на соль, высокая цена которой справедливо рассматривалась бедными слоями населения как налог, по тяжести равнозначный подушной подати, и только смерть императрицы помешала осуществить эту меру.
Чем меньше Елизавета Петровна уделяла внимания государственным делам, тем большую роль играли в управлении государством лица из ее окружения. Среди них выделялись две крупные фигуры: Алексей Петрович Бестужев‑Рюмин, возвращенный ею из ссылки, и Петр Иванович Шувалов.
А.П. Бестужев‑Рюмин, ко времени восшествия Елизаветы ему было около 50 лет, успел пройти долгий путь на государственной службе. Один из тех, кто был замечен и выдвинут Петром I, он получил блестящее образование за границей, где приобрел обширные знания во многих областях, но, прежде всего, в сфере международных отношений. Его дипломатическая служба протекала в Германии, Англии, Голландии и Дании. Он становится профессиональным дипломатом самого высокого уровня, отлично знающим политическую жизнь Европы. Профессия, время и перипетии судьбы в немалой степени способствовали формированию его характера. Наделенный трезвым умом, изворотливый, обладающий твердой волей, он умел проводить свою линию невзирая ни на какие препятствия, умело лавируя между враждующими группировками. Верный в дружбе и беспощадный к врагам, которых у него было предостаточно, чему способствовали высокое положение канцлера и влияние при Дворе, он в полной мере испытал переменчивость фортуны своего времени. После смерти Петра впал в немилость, а приверженность к Бирону была вознаграждена получением одной из самых высоких должностей в империи – он руководил внешней политикой. Падение патрона чуть было не привело его на плаху. Возвращенный из ссылки Елизаветой, которая питала к нему доверие, он был в числе немногих, кто оказал ей поддержку в тяжелое для нее время. Теперь, поставленный во главе внешней политики России, он оставался на этом посту в течение почти двух десятилетий.
Петр Иванович Шувалов при недостатке в образовании отличался завидной инициативой во многих сферах государственной деятельности, но, прежде всего, в области экономики и финансов. Он был автором многочисленных проектов, большая часть которых так и не была осуществлена ввиду их полной несостоятельности. Так, например, для транспортировки соли, добываемой на озере Эльтон, к Волге он предложил проложить трубу длиною более ста верст, поставив мощные насосы и т. д.
Его брат, Иван Иванович Шувалов, один из фаворитов Елизаветы, имея в силу этого большие возможности, стал крупнейшим меценатом, много сделавшим для развития науки и искусства.
Таков был неполный перечень тех, кто олицетворял новое царствование и в силу обстоятельств вершил государственными делами.
Придя к власти, царствующая персона и ее окружение должны были решать назревшие проблемы государственной жизни. Одна из главных касалась финансов. Они находились в катастрофическом положении, что было следствием потрясений, вызванных петровскими реформами, долгой войной, расточительством преемников Петра, господством временщиков. Но и в этих обстоятельствах в новом правительстве было понимание, что главный источник поступления в казну – крестьянское хозяйство, обремененное подушной податью, повинностями в пользу помещика, находясь в тяжелом состоянии, не могло быть надежной основой финансового благополучия. В этих условиях на первый план выступила идея повышения налогов косвенных. Проблема эта была не нова, так же как и пути ее решения. Суть заключалась в следующем: на предметы потребления, которые были необходимы в повседневном обиходе, при продаже накладывался акциз – пошлина, которая и следовала в казну. В этом случае плательщиками оказывались не только крестьяне, но и другие слои населения. Этим широко пользовался не только Петр I, но и его предшественники. Традиционно такими товарами являлись, прежде всего, вино, соль и табак.
Инициатором повышения налогов на эти предметы выступил упомянутый П.И. Шувалов. Однако в Сенате, который рассматривал этот вопрос, особую озабоченность вызвало предполагаемое повышение стоимости соли, продукта необходимого, что главной своей тяжестью ложилось на малоимущие слои населения и прежде всего на крестьянство. Сенат не одобрил это предложение. Тогда П.И. Шувалов выдвинул компромиссное решение: цена соли все‑таки повышалась, но одновременно несколько снижался размер подушной подати. В этом варианте предложение прошло. Подушная подать действительно в течение нескольких лет оставалась несколько сниженной, но из‑за недостатка денег в казне вскоре вновь была повышена. Однако высокая цена соли осталась без изменений.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 763;