Сельскохозяйственная политика петровского правительства
Проводя сельскохозяйственную политику, Петр исходил из существующих социальных отношений в стране, и, в частности, в сельском хозяйстве, где господствовал русский дворянин, на которого он опирался не только в деревне, но и в армии, в политике и во всех других областях государственной жизни.
Это обстоятельство следует принимать во внимание при рассмотрении вопроса о развитии сельского хозяйства в первой четверти XVIII в., так как именно оно определило низкие темпы его развития, поскольку основная масса крестьян‑землепашцев находилась в зависимом состоянии, что лишало их заинтересованности в развитии производства, и поэтому оно в сельском хозяйстве совершалось очень медленно. Эволюция сельскохозяйственного производства шла примерно в том же направлении и преимущественно в тех же формах, что и в XVII в. Поэтому ничего принципиально нового, с точки зрения развития социально‑экономических отношений, в этой отрасли в эпоху петровских реформ не происходило.
Между тем, во‑первых, следует отметить, что развитие сельского хозяйства происходило вширь и вглубь и, во‑вторых, в нем самом произошел большой скачок в расширении товарно‑денежных отношений. Развитие вширь нашло свое выражение в распашке пустошей, а, следовательно, в вовлечении пустующих земель в сельскохозяйственный оборот. Особенно это было заметно в Центральных районах России, расположенных к югу от р. Оки. В земледелие стали вовлекаться и новые районы – Поволжье, Урал и Западная Сибирь, что было связано с заселением этих регионов. Кроме того, в связи с обеспечением безопасности южных границ России стали шире использоваться для земледелия окраины России. Это районы, которые находились за знаменитой Велгородской засечной чертой – земли за Велгородом и Харьковом по направлению к Черному морю.
Развитие сельского хозяйства вглубь, в первую очередь, характеризовалось применением улучшенных орудий сельскохозяйственного производства. Хотя основной тягловой силой оставалась лошадь и все орудия труда были приспособлены к лошадиной тяге, пахали плугом с усиленным железным лемехом или сохой. Что касается уборки хлебов, то она традиционно производилась серпом. В уборке хлебов правительством была сделана попытка осуществить «техническую революцию». Петр I, будучи в Прибалтике, увидел, что хлеб здесь убирают не серпом, а при помощи косы. Уборка хлебов косой с граблями во много раз повышала производительность крестьянского труда. Царь это заметил и решил применить такой способ уборки хлебов в России. В России производства кос до XIX в. не было. По царскому указу было закуплено несколько тысяч кос, их распределили по губерниям с приказом под личную ответственность губернаторов научить крестьян убирать хлеб косой вместо серпа. В этом указе Петр I строго предупреждал губернаторов: «Сами знаете, хотя что добро и надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают». Всего за 5 лет (1721–1726) было закуплено не многим более 16 тыс. кос, а обучались работать этими косами из многомиллионной массы крестьянства только 13 299 человек, так что эти рационализаторские приемы остались недоступными для миллионов крестьян, которые по‑прежнему использовали старинный серп при жатве урожая.
Еще одним подтверждением тенденции развития сельского хозяйства вглубь, следует считать то, что все более широкое распространение получила трехпольная система севооборотов. Трехпольная система нашла широкое распространение в Центральной части России, в северной части Украины, в районах Среднего Поволжья. Проникла трехпольная система и в Сибирь. В районах Подмосковья и Верхней Волги, где почвы небогатые – супесь и суглинок, земли нуждались в удобрениях и в других способах увеличения урожайности, трехпольная система получила наиболее широкое распространение.
Третий, очень важный, показатель – это углубление и расширение специализации сельскохозяйственного производства, которая неизбежно вызывала повышение производительности труда и урожайности. Специализация сельского хозяйства в первой четверти XVIII в. выразилась в первую очередь в увеличении посевов технических культур, что было вызвано необходимостью обеспечения сырьем развивающейся русской промышленности и вывоза большого количества сельскохозяйственного сырья за границу. На производство каких технических культур обращал особое внимание Петр I? Это прежде всего лен и конопля. Лен шел на производство полотна, в том числе парусного, а конопля была необходима для производства многих предметов, например, корабельных канатов и т. п. Вот почему Петр I уделял такое внимание производству именно этих сельскохозяйственных культур. В 1715 г. он издал указ о том, чтобы вдвое увеличить их производство. Известно, что лен и конопля производились, главным образом, в северо‑западных губерниях России (Тверская, Калужская и Смоленская, а также ряд уездов Брянской, Орловской и Рязанской губерний).
Петр придавал также большое значение производству табака. С табаком произошла любопытная история: табак проник в быт сравнительно поздно. В XVI в. Церковный собор 1551 г. (Стоглав) принял специальное постановление, что те люди, которые курят табак, нарушают церковные законы и должны повергаться наказанию, вплоть до отлучения от церкви.
Курение табака стало распространяться в России во второй половине XVII в. Первые «западники», познакомившиеся с европейской культурой, такие, как «друг сердечный» царевны Софьи Алексеевны В.В. Голицын, курили табак. В петровское время курение табака стало почти обычным делом, даже модой.
Посевов собственного табака в России не было, приходилось ввозить большое количество его из‑за границы, а это значило платить за него валютой. Петр этого делать не хотел, и производство собственного табака сделал первоочередной проблемой. Специальным указом Петр I обязал организовать посевы табака на Украине, в южных районах Причерноморья, в Нижнем Поволжье.
В XVIII в. в России началось производство картофеля. Сначала население не хотело признавать эту культуру и называло картофель «чертовым яблоком», не знало, как с ним обращаться, происходили даже картофельные бунты, вызванные нежеланием населения его выращивать. Потом картофель, наряду с хлебом, стал основным продуктом питания. Когда же из картофеля стали гнать спирт, он укоренился как техническая культура, а не только как продукт личного потребления. Картофель давал хороший урожай в тех районах, где хуже родилась пшеница и рожь, – он хорошо рос на песчаных почвах и хуже на жирных черноземных землях.
Правительство также стремилось расширить производство лекарственных трав, так как это было необходимое сырье для изготовления лекарств. Проблема обеспечения лекарствами собственного русского происхождения была крайне важна, и Петр I издал целый ряд указов о разведении лекарственных трав, создания «аптечных огородов» в Центральных районах, под Москвой, а также под Петербургом, Казанью и в других местах.
Имелась еще одна культура, на производство которой власти обратили внимание, – это шелк‑сырец. Шелка‑сырца собственного производства не было. Он в больших количествах привозился из Средней Азии и из Китая, что было накладно для казны, вынужденной расплачиваться драгоценным металлом (ефимками). В первой четверти XVIII в. Россия приблизилась к побережью Каспийского моря, где можно было наладить шелководство. Основой питания шелковичных червей является лист тутового дерева. Указом 1710 г. Петр I обязывал взять на учет тутовые деревья в стране, в том числе и те, которые находились в распоряжении частных лиц. Указ грозил смертной казнью за порубку тутового дерева. Однако большего успеха эти меры не имели. Россия еще долгое время, пока в состав ее не вошли Закавказье и Средняя Азия (а это произошло в XIX в.), ввозила шелк‑сырец из‑за границы, чтобы обеспечить свою шелковую промышленность.
Вот те конкретные задачи, которые были поставлены правительством Петра I в области сельского хозяйства. Проблема зерновая его не интересовала, она выходила из круга его интересов, поскольку хлеб за границу еще не вывозился, а для внутреннего потребления и винокурения его в основном хватало.
Что касается животноводства, внимание царя‑новатора в первую очередь привлекло коневодство и тонкорунное овцеводство. Дело в том, что до Петра в России не было тонкорунного овцеводства. Были овцы, которые давали грубую шерсть и хорошее мясо. Грубая шерсть овец перерабатывалась крестьянскими хозяйствами. Ее хватало, чтобы вязать варежки, носки и чулки, валять валенки. Но для производства сукна, особенно тонкого, которое требовалось для обмундирования армии, эта шерсть не годилась.
Порода тонкорунных овец давала хорошую овчину, из которой шились шубы и тулупы. Особенно славилась романовская порода овец, из овчины которых делались знаменитые романовские полушубки, их с удовольствием носили русские аристократы и богачи. Они по своему качеству превосходили венгерские цигейки, так что даже шли на экспорт.
Вот почему царь Петр в начале XVIII в. начинает принимать меры к развитию тонкорунного овцеводства в России. Был создан ряд крупных «овчарных заводов» – хозяйств по разведению тонкорунных овец на юге России.
Вторая животноводческая проблема, на которую обратило внимание правительство Петра, – это коневодство. Петр I создал регулярную армию, а в ее составе большое место занимала конница. Для нее требовались хорошие лошади, быстрые (не крестьянские, хотя они выносливые и способны перевозить большие тяжести). Для кавалерии нужны были кони особого типа – быстроногие и выносливые. Среднегодовая потребность армии в таких конях – 60 тыс. голов, а в период войны их требовалось значительно больше. По инициативе царя правительство финансировало организацию большого количества конских заводов в степных районах страны: в Азовской, Казанской, Астраханской и Киевской губерниях, где имелись хорошие заливные луга и тучные пастбища.
Нельзя не указать на важный аспект – развитие товарно‑денежных отношений в сельском хозяйстве. И начавшаяся районная специализация сельского хозяйства, и рост производства технических культур – все это было рассчитано не на удовлетворение личных потребностей непосредственного производителя, а предназначалось к продаже на рынке – и в этом заключалась важная особенность развития сельского хозяйства в эпоху преобразований: производство на продажу начинает занимать все большее место. Процесс размывания натуральных основ крепостного хозяйства стал усиленно развиваться. С рынком налаживали связи не только помещики, но и крестьяне. Они начинали наращивать производство своей продукции на продажу, приспосабливая личное хозяйство к потребностям рынка. К этому их толкало и то обстоятельство, что все расчеты с помещиком и государством стали переводиться на деньги.
Каков итог можно подвести, рассматривая развитие сельского хозяйства России в первой четверти XVIII в.? Можно ли сказать, что произошла техническая революция или большой скачок в развитии производительных сил? Нет. Те процессы, которые происходили, имели, несомненно, положительное значение в экономическом плане. Но они протекали очень медленно в условиях господства феодально‑крепостнических отношений, и тем не менее прогрессивное развитие сельского хозяйства определенно происходило.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1084;