Отметьте основные моменты в обучении технике легкоатлетических упражнений

 

В области физического воспитания изучение и совершенство­вание двигательных действий являются ядром обучения, так как двигательная деятельность рассматривается здесь и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Можно выделить следующие формы обучения: самостоятель­ная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.

При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.

При контролируемой форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обуче­ния и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.

При самостоятельно-контролируемой форме обучения препо­даватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании тех­ники движений, при изучении новой техники спортсменов высо­кой квалификации.

Также можно классифицировать формы обучения по связям:

- преподаватель-ученик – возможное обучение (ученик может или не может научиться тем или иным действиям), обучение про­стейшим движениям;

- преподаватель-ученик-преподаватель – контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обу­чает – ученик исполняет — преподаватель анализирует), обучение сложным движениям;

- преподаватель-ученик-ученик-преподаватель – контро­лируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обуча­ет – ученик исполняет – ученик анализирует и корректирует свое исполнение – преподаватель анализирует его действия), за­крепление и совершенствование техники сложных движений;

- преподаватель-ученик-другой ученик-преподаватель – контролируемое опосредованное обучение (преподаватель обучает од­ного ученика – этот ученик обучает другого ученика – препода­ватель анализирует обучение второго ученика). Эта форма обуче­ния применяется для закрепления и совершенствования техники сложных движений для первого ученика, т.е. чтобы изучить тех­нику того или иного движения, нужно самому попробовать на­учить этой технике другого человека, так как, обучая, познаешь предмет обучения глубже и лучше.

Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:

1) бригадно-групповой (2-3 преподавателя обучают 25-30 уче­ников);

2) индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10-15 учеников);

3) индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1-3 учеников).

Общение преподавателя с учеником в процессе обучения про­ходит по трем блокам:

«объяснение» – в период изучения нового материала происхо­дит повторное объяснение старого;

«исправление» –в период изучения материала возникают ошиб­ки, которые преподаватель объясняет и устраняет;

«задание» – подключают обучающегося к самостоятельной ра­боте с целью закрепления изученного материала или с целью ис­правления каких-либо допущенных ошибок, а также для закреп­ления правильных действий с помощью домашних заданий.

В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

1. Уметь различать психологические особенности каждого уча­щегося.

2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учетом психо­логических особенностей учащихся.

3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические осо­бенности каждого обучающегося.

4. Уметь сформулировать задание так, чтобы учащиеся его по­няли и выполнили как можно точнее.

5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым уча­щимся с учетом их психологических особенностей.

Надо помнить, что в процессе обучения на первый план выс­тупают не знания преподавателя, а способности каждого обучаю­щегося.

При обучении двигательным действиям используют следую­щие методические принципы:сознательность и активность, нагляд­ность, систематичность, последовательность, постепенность, ин­дивидуализация.

Существуют следующие методы обучения:целостный, расчле­ненный, смешанный. Целостный метод обучения подразумевает изучение всего дей­ствия целиком и применяется при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень координационных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции (например, прыгнуть в длину как можно дальше), затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию каче­ственной техники движений.

Расчлененный метод обучения наиболее распространен и приме­няется на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, раз­деляется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдель­ных деталей, составляется план-схема обучения их техники, под­бираются методы и средства обучения. Следующий этап — изуче­ние по необходимости группы деталей, т.е. формируются струк­турные связи между деталями техники. Завершающий этап – изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование техники целостного действия.

Смешанный метод обучения включает в себя элементы целост­ного и расчлененного методов.

Наряду с общими методами обучения существуют и методы непосредственного обучения:словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной помощи.

Словесный метод имеет важное значение при изучении техни­ки движений. Преподаватель с помощью объяснений, рассказа по­могает создать представление о движении, осознать движение, дать его характеристику. Слово связывает между собой все сред­ства, методы и приемы обучения.

Основными средствами словесного метода являются: рассказ объяснение, напоминание, разъяснение, указание, подсказка, анализ выполненного действия, анализ ошибок.

Наглядный метод опирается на пословицу «Лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать».

Показ обычно всегда сопровождается словом, причем объяс­нения должны соответствовать показу. Различают два вида наглядности: 1) непосредственная нагляд­ность – достоверный образ движений – образцовый показ; при­менение рисунков, плакатов, кинограмм – плоскостная нагляд­ность; макетов, моделей – объемная наглядность; кино- и ви­деозаписи – аппаратурная (техническая) наглядность; 2) слухо­вая наглядность – звуковое оформление движений, которое очень важно при изучении ритма и темпа движений.

Как бы ни хорошо ученик не осознал двигательное действие, невозможно выполнить его, не попробовав. Значит, активно вклю­чается в процесс обучения метод физического упражнения.

В процессе обучения можно выделить три группы упражнений.

Общеподготовительные упражнения направлены на подготовку организма к выполнению специальных или соревновательных упражнений, требующих определенного уровня развития двигательных качеств, как, например: быстроты, силы, гибкости, прыгучести и т.д.

Специально подготовительные упражнения направлены не­посредственно на овладение техникой движений, поз в опорных и безопорных положениях, тренировку обратной афферентной связи.

Специальные упражнения направлены на закрепление и со­вершенствование целостного действия. Движения в данной группе выполняются в оптимальных режимах соревновательного и око­лосоревновательного характера. Здесь первостепенное значение имеет само целостное действие (например, прыжок в длину с разбега) и его различные вариации с изменением ситуаций, внеш­них условий при неизменном функциональном смысле (прыжок в длину с разбега на дальность с небольшого возвышения).

Необходимо помнить, что на разных этапах обучения одно и то же упражнение может быть использовано как общеподготовительное, специально-подготовительное или специальное.

Метод непосредственной помощи применяется при обучении позам в различных условиях в медленном темпе. Этот метод, по сути, – исправление ошибок извне. Постороннее вмешательство может быть со стороны живых объектов (преподаватель, партнер) и различных устройств.

Преподаватель может поправить позу ученика, по ходу его дви­жения может помочь выполнить упражнение. Касание рукой определенных групп мышц позволяет усилить кинестетические ощущения, сконцентрировать внимание на этой группе мышц.

При обучении необходимо помнить следующие правила:

- от легкого к трудному – как по степени усилий, так и по координационной сложности движений;

- от простого к сложному – от элементов к целому;

- от известного к неизвестному – используя прошлый опыт, наслаивать одни движения на другие.

Последовательность изучения материала:озна­комление (ознакомить); разучивание (разучить); закрепление (закрепить или обучить в целом); совершенствование (совершен­ствовать).

Задача ознакомления всегда стоит на первом месте при любом обучении: прежде чем обучать, надо ознакомить, создать пред­ставление об изучаемой технике движений и ознакомиться с груп­пой, чтобы узнать их способности. Здесь в основном применяются словесный и наглядный методы, частично – метод упражнений, при опробовании техники.

Задача разучивания –это оптимальная расстановка и изучение выделенных элементов целостного действия (в отличие от рацио­нальной последовательности изучения их), от которых зависят эф­фективность обучения и сохранение структурных связей между элементами. Это наиболее длительный этап обучения, где приме­няются все методы обучения и разнообразные средства.

В задаче закрепления техники движений происходит формиро­вание связей между элементами движений, соединение изучен­ных элементов техники в целостное действие. Здесь также приме­няются все методы обучения, идет обучение действия в целом, при появлении ошибок в каком-либо элементе возвращаются и исправляют их. Число средств уменьшается, в основном выполняются упражнения в целом, в разных условиях. Выполняются специальные упражнения, а также общеподготовительные упражнения, направ­ленные на развитие как координации движений, так и необходи­мых физических качеств.

В задаче совершенствования происходит полное формирование целостного действия в соответствии с двигательной задачей и оптимальных условий его выполнения. Помимо самой техники движений двигательного действия спортсмен должен подогнать эту технику к своим индивидуальным способностям с целью наибо­лее рационального и эффективного ее использования в условиях соревновательной деятельности.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (шест) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатле­тических видов.

В беговых видах наблюдается следующая последовательность обучения:

1) бег на средние и длинные дистанции;

2) спринтерский бег;

3) эстафетный бег;

4) барьерный бег;

5) бег на 3000 м с препятствиями.

В легкоатлетических прыжках четыре вида, но есть в прыжках в высоту и длину несколько разновидностей, поэтому следует привести последовательность обучения, включая и эти способы прыжков:

1) высота – «перешагивание»;

2) длина – «согнув ноги»;

3) длина – «прогнувшись»;

4) длина – «ножницы»;

5) высота – «перекидной»;

6) высота – «фосбери-флоп»;

7) длина – тройной прыжок;

8) прыжок с шестом.

Метания по своей структуре – упражнения ациклического характера, но они будут различаться по технической сложности и психической напряженности вида.

Последовательность обучения следующая:

1) метание малого мяча;

2) метание гранаты;

3) метание копья;

4) толкание ядра со скачка;

5) метание диска;

6) толкание ядра с поворота;

7) метание молота.

Естественно, что последовательность обучения видам легкой ат­летики зависит не только от техники вида, его психической напря­женности, но и от способности индивидуума к обучению, его ант­ропометрических данных, уровня физической подготовленности.

Вопрос 20.








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1052;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.