Аналитический обзор литературы
Во многих странах мира малина занимает по площади второе место среди ягодных культур. В России, и в Сибири в частности, она уступает только смородине. Этому способствует скороплодность культуры, относительная легкость размножения, высокая приживаемость, позднее цветение и самоплодность, постоянный спрос на ягодную продукцию [8].
Наибольший ущерб малине в Сибири причиняют такие вредные объекты как: галлицевый ожог, пурпуровая пятнистость, корневой рак, серая гниль ягод, малинной побеговой галлицы (малинный комарик) [9,11,15].
Корневой бактериальный рак для малинных насаждений опасен постоянно, особенно при закладке новых насаждений. Болезнь резко ослабляет прирост, плодоношение, устойчивость к морозу и засухе.
Другие объекты менее значимы, хотя суммарный вред нельзя недооценивать. В Новосибирской области, например, наблюдались вспышки бактериального стеблевого рака (распространенность 43% в 1979г.), серой гнили (до 40-60% больных ягод в 1984, 1990, 1996гг) [13,16,18].
Вирусные болезни не все вызывают серьезные потери урожая. Одни наносят повреждения, но не имеют значения из-за ограниченного географического распространения. Другие не опасны вследствие толерантности их хозяев. Однако некоторые вирусные болезни очень сильно распространены и наносят большой ущерб, таки как: израстание, мозаика, курчавость и др. [5,6].
Важнейшей проблемой является повреждения отмирания побегов. Отмирание побегов после плодоношения - естественный процесс, завершающий 2-х летний цикл развития надземной системы малины. Однако, побеги часто отмирают преждевременно, не принося урожая. Причинами этого могут быть инфекционные болезни, некоторые вредители, а также зимние повреждения, засуха и механические повреждения. Наиболее опасен малинный комарик, который вызывает такое заболевание, как галлицевый ожог [9,11,20].
Малинная побеговая галлица была обнаружена в 1921-1926 г. в Англии и Германии. В 1926 г. Барнес утвердил мнение о галлице как причины гибели побегов. В результате степень снижения урожая до 50% и более.
Следствием отмирания побегов является истощение корневой системы, сокращение ежегодного прироста и морозоустойчивости побегов. Малинная побеговая галлица на территории России впервые была обнаружена Стояновым в 1950 г. [10,21].
Малинный комарик - насекомое из отряда двукрылых. Имеет длину около 1,5- 2,0 мм, темноокрашенные голову и грудь и желто- оранжевое брюшко. Червеобразные оранжево- красные личинки.
Зимуют личинки в почве под кустами малины на глубине 0-3 см. Весной окукливаются. Из куколок выходят половозрелые особи, не питаются и после спаривания, по запаху свежего сока летят к трещинам коры или ранам на побегах, куда откладывают яйца. При отсутствии трещин самка не способна проколоть яйцекладом кору стебля, и, вылупившиеся на поверхности растения личинки погибают [10,13,18].
В повреждениях, вызванные личинками, внедряются грибы, вызывающие отмирание значительных участков тканей. Сопряженное заболевание получило название галлицевый ожог. В результате поражения сокодвижение в стебле перекрывается, впоследствии побег преждевременно отмирает. Заметные признаки галлицевого ожога появляются на молодых побегах через 7-10 дней после откладки яиц комариком. Личинки в этот период видны в трещине после отгибания ее краев. От трещины разрастаются пятна бурой, фиолетовой, коричневой или серой окраски. Места питания под личинками, на стебле слегка вдавлены и окрашены в темный, почти черный цвет. Живые ткани образуют вокруг мертвых участков каллусные слои, в виде валиков вокруг язв, хорошо заметные в конце вегетации. Развитие галлицевого ожога до уровня 15% (порог вредоносности) не оказывает достоверного влияния на урожай. При достижении поражением уровня 25% (ЭПВ) становятся экономически оправданными агротехнические, химические и биологические меры защиты [7,20].
Попытку выяснить причины массового отмирания побегов малины в 1905 г. обнаруживший отмирание немецкий ученый Рис считал его причиной неизвестную грибную болезнь. В 1917 г. другой немецкий ученый Остервольдер выделил из отмирающих стеблей гриб Didymella applanata и признал его ответственным за гибель побегов. Этим было положено начало сугубо микологическое объяснение причин отмирание стеблей [6].
Разработка биологического метода защиты в качестве альтернативы применения химических пестицидов чрезвычайно актуальна для культурной малины в связи со специфическим назначением ее продукции. В ряде случаев применение биологических препаратов, биоагентов или биологически активных веществ на малине было достаточно эффективным против фитофторозной корневой гнили; против малинно-земляничного и других видов долгоносиков, хрущей, малинной стеклянницы, листоверток, паутинного клеща [12,14].
Однако, до сих пор попытки биологического регулирования развития малинной побеговой галлицы и стеблевых микозов были единичными, и не находили реального практического применения.
Таким образом, расширение перспективы возделывания малины в условиях Сибири требует сокращения потерь урожая от наиболее опасных вредителей и болезней, к которым относятся малинная побеговая галлица и стеблевые микозы. Для решения этой задачи необходимо создание биологически обоснованной и экологически безопасной системы защитных мероприятий на основе использования биологического метода защиты насаждений от вредителей и болезней [13,14,15].
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1317;