ЛЕВЫЙ ХУК-УДАР ПОБЕДЫ
Это был мой излюбленный удар, благодаря которому я одержал немало великолепных побед, в том числе и ту, в июле 1948 года, которая принесла мне титул первой перчатки мира в полутяжелом весе. Этот удар оправдывает сам себя, если боксер овладел им в совершенстве. Если же вы не уверены, что вполне овладели левым хуком — не злоупотребляйте им. Это очень «строгий» удар и малейшая неточность в его выполнении может принести вам много огорчений. Ошибка в выполнении левого хука выводит боксера из равновесия, он может «провалиться» и стать отличной мишенью для мощного встречного удара противника.
Левый хук имеет несколько разновидностей. Наиболее сложный вариант этого удара — хук левой со скачком. Но вот парадокс: на тренировках он дается сравнительно легко, неплохо получается на спаррингах, а вот в реальном бою под активным воздействием противника этот удар не терпит самой малой ошибки. Дело в том, что левый хук требует точного взаимодействия между бьющей левой рукой, правой защищающей, ногами и туловищем.
Попробуем разобрать схему этого удара. Исходное положение для хука левой со скачком создается путем переноса веса тела на сгибающуюся в коленном суставе левую ногу во время, когда она делает шаг вперед. Эта нога становится опорной. Одновременно необходимо сделать небольшой уклон влево с разворотом плечевого пояса справа налево, с выносом вперед правого плеча. В следующее мгновение левая нога делает резкий и сильный толчок, который бросает тело боксера на противника. Туловище, как бы «летя» вперед, поворачивается плечевым поясом в обратную сторону, слева направо. В этот момент левая рука наносит хук. Хочу оговориться: «скачок» — это не прыжок, ступни ног не отрываются от пола, а скользят по нему. Приземляться, а точнее — делать надежную опору нужно сначала на правую ногу, левая нога свободно выносится вперед и в момент касания пола разворачивается пяткой в направлении к противнику. Вот она-то и предохранит боксера от потери равновесия в случае промаха, если противник сумеет вовремя уклониться или сделать сайд-степ. Удар этот стоит внимания. Несмотря на то, что он является боковым ударом, который не всегда короче прямого, благодаря «скачку» он достаточно «дальнобоен», а по мощности почти не имеет себе равных. Удар нацелен в правую часть головы противника и при точном его исполнении идет перпендикулярно по отношению к цели, под наибольшим углом к его плоскости. А мощь его усиливается тем, что противник, находясь в левосторонней стойке, более всего раскрыт с правой стороны и положение его ног таково, что оно почти не страхует противника от этого хука.
Я не сразу пришел к хуку левой и не сразу избрал его своим коронным ударом. История его такова.
Как только я начал заниматься боксом, ко мне сразу пришел успех. Я был физически крепким парнем и легко побеждал своих одноклубников, несмотря на то, что они значительно раньше меня начали заниматься боксом. В шести или семи первых боях я одерживал победы исключительно нокаутом и уже считал, что «корона» чемпиона вот-вот окажется в моих руках. Но мудрый и опытный тренер Джек Тернер, сам в прошлом классный боксер, решил охладить мой пыл и безудержные мечты, и посоветовал идти в балаган Чепперфильдского цирка, в котором на утеху зрителям сражались боксеры.
Ринг этого цирка быстро развеял мою самоуверенность и иллюзии. Боксеры цирка были крепкие ребята и понимали толк в боксе. Моя физическая сила и самоуверенность оказались слабыми козырями в поединках с ними. Мне явно не хватало техники, а особенно тактики боя и я часто попадал в очень затруднительные положения. Большая часть моих ударов шла мимо цели и за каждый мой промах меня наказывали немедленно и жестоко. Это была суровая и полезная школа, и я бесконечно благодарил Тернера за его мудрый совет. Он мне здорово пригодился и сослужил хорошую службу. Без него я никогда не стал бы чемпионом. Я сделал для себя вывод, которым хочу поделиться с вами: как бы много я ни тренировался, как бы отлично ни выполнял все удары и защиты в зале или в спарринге, самая лучшая школа— бой. Силу боксера, его мастерство можно изведать только в бою. Даже, если вы самый распрекрасный «отличник» в зале, без боевой соревновательной практики вы ничего не значите как боец. Работа в цирке заставила меня серьезнее взглянуть на действие левой руки и прежде всего ее прямого удара. Он основа основ бокса и роль его всеобъемлюща и вездесуща. Он — главная сила в разведке, в бою и обороне. Работая над совершенствованием прямого удара левой, я вдруг понял значение и бокового удара этой рукой. Ударной и более сильной оставалась моя правая рука, но ведя разведку левой, я часто пользовался джебами — легкими обманными ударами и они у меня получались превосходно. А от джеба до хука — один шаг. Джеб в отличие от прямого удара, тоже как и хук наносится чуть полусогнутой в локтевом суставе рукой, потому что часто приходится наносить два-три легких удара одной и той же рукой. Прямой левой — это чаще всего разведывательный удар, который помогает мне определить качество защиты противника и дистанцию до цели. Вот я и подумал, а что если вслед за одним-другим джебом неожиданно нанести этой же рукой акцентированный хук. Проверил свою догадку на спарринг-партнерах, а потом и в соревновательном бою — получилось. Тогда я и занялся левым хуком всерьез, и не прогадал. Точно и правильно нанесенный хук всегда сильнее прямого и вероятность нанесения нокаутирующего удара значительно повышается.
Многие боксеры и тренеры утверждают, что прямой удар лучше тем, что он раньше достигает цели, чем хук, который идет по дуге, а дуга всегда длиннее прямой. Но я не вижу особой разницы во времени, она настолько ничтожна, что ею можно пренебречь. Остается разница в положении кулака. При нанесении хука кулак больше разворачивается во внутрь, чем при ударе прямым. Но за счет этого разворота и возрастает резкость, а значит и акцент удара. Например, Джеймс Корбетт именно этим ударом нокаутировал в 21-м раунде трехкратного чемпиона мира Джона Салливэна в 1892 году. Между прочим, это был первый бой в перчатках, пришедший на смену боксу голыми кулаками, а Джеймс Корбетт является изобретателем хука. Он же придумал и боксерские снаряды — пневматическую и насыпную груши и методы их использования на тренировках.
Конечно, хук можно наносить и правой рукой. Но будет отлично, если вы — правша — сумеете добиться, чтобы ваша левая рука ничем не отличалась от правой. Возьмите, к примеру, футболиста. У него тоже одна нога сильнее другой и он всегда бьет по воротам более сильной ногой. Но нет цены футболисту, который одинаково сильно и точно бьет обеими ногами, так и «двурукий» боксер всегда сильнее и ценнее «однорукого» боксера. Я добился того, что хорошо освоил удары обеими руками и покончил с «гегемонией» правой руки, а в итоге — хук левой рукой стал моей «коронкой».
Овладев ударами с обеих рук, вы сможете проводить комбинации из хуков, например: хук правой в голову и следом хук левой в ту же цель, или хук правой в голову и за ним хук левой в туловище. Могут быть и другие сочетания, например, прямой удар левой в голову и следом — левый хук в челюсть. При этом второй удар во всех случаях должен быть акцентированным.
Есть два вида хуков: длинный и короткий. Длинный хук «со скачком» или с шагом вперед мы разобрали. Короткий левый хук наносится непосредственно из боевой стойки. При этом левая рука должна быть согнута в локтевом суставе под тупым углом в 100—120°, пальцы кулака обращены внутрь в сторону своего лица. При ударе кулак описывает дугу, направляясь к цели по касательной — сверху вниз. Туловище вращается слева-направо, правая рука выполняет защитную функцию. Особое внимание следует обратить на движение левой ноги. После толчка носком ступня, вращаясь на большом пальце, выворачивается пяткой наружу, а левое колено подводится к колену правой ноги. Этим раскрепощается движение в левом тазобедренном суставе, чтобы таз мог свободно повернуться в сторону удара. Опорой служит левая нога, правая приставляется к левой точно в момент касания кулака с целью или на мгновение позже, чтобы вес тела мог полностью вложиться в удар.
О самом ударе. Он не должен заканчиваться в момент касания кулака с целью, а должен продолжать свое движение как будто вы хотите насквозь проткнуть своего противника, аналогично тому как игрок в гольф или в теннис продолжает движение клюшкой или ракеткой вслед полетевшему мячу. Этим увеличивается дальность и скорость полета мяча. Такое движение вполне закономерно и в боксе.
Для того, чтобы хук был наиболее эффективен, необходимо сделать так, чтобы кулаку было удобно при нанесении удара. Лично я предпочитаю бить, имея большой палец кулака направленным вверх. Многие боксеры при выполнении хука держат кулак обращенным пальцами к полу, а большой палец повернутым вовнутрь. Здесь не может существовать никаких правил. Единственным способом решить вопрос, что лучше лично для вас — это проверить оба эти варианта в бою. Я уверен, что нельзя все время слепо следовать инструкциям и учебникам. Если у боксера есть свой стиль, при котором ему удобнее и лучше, то никакой тренер бокса не должен его изменять только потому, что он не соответствует писаным канонам, если, разумеется, стиль, выбранный вами, не расходится с правилами ведения боя. В качестве наглядного примера приведу вам известного футболиста Стэнли Мэтьюза — известного правого крайнего английской команды, который часто делал не так, как написано в учебниках по футболу, но только полный профан осмелится учить Мэтьюза как надо владеть мячом. Советы тренера необходимы, но и сам тренер должен обладать здравым смыслом, чтобы учесть индивидуальные особенности своего ученика. Изменение стиля боксера только потому, что в учебниках тот или иной боевой прием описан иначе, ни к чему хорошему не приведет. Самым ярким подтверждением моих слов является Джек Демпси. Он делал многое, что по мнению специалистов считалось неправильным. Многие приверженцы классики содрогнулись бы увидя его стиль боксирования или безобразную, по их мнению, низкую стойку — «крауч». Но сокрушительные победы Демпси и его пятилетнее «царствование» на боксерском Олимпе говорят сами за себя. Второй пример — Рокки Марчиано, стиль которого вообще возмущал приверженцев классического стиля. Он все делал не так, но вместе с тем строго выполнял правила соревнований. Конечно, не все боксеры могут быть непревзойденными талантами ринга, какими были Демпси и Марчиано, но любой думающий боксер должен следовать всем указаниям и требованиям своего тренера, если они соответствуют его физическому и духовному развитию и состоянию. Никогда не стремитесь делать то, что лично вам не подходит и не приносит удовлетворения. Измена этому правилу принесет больше вреда, чем пользы, потому что на ринге боксер должен чувствовать себя свободно, раскованно и быть совершенно свободным от всяких сомнений.
Возьмем для примера боксера-левшу. Большинство тренеров долгие годы осуждали правостороннюю стойку, но лично я никогда бы не старался изменить свою боевую стойку, если бы она полностью отвечала моим способностям и желаниям. Многие специалисты и сейчас считают, что левшу надо перевоспитывать с самых юных лет. Но если бы все придерживались этой вредной и неумной установки, бокс не имел бы таких выдающихся мастеров— чемпионов мира, как американец Фредди Миллер или шотландец Джекки Паттерсон. Между прочим, я думаю, что правый хук боксера-левши будет ничем не хуже левого хука боксера-правши.
Выше я упомянул, что есть люди, родившиеся с природными задатками боксера и меня могут спросить: что я под этим подразумеваю? Вопрос справедливый, но ответить на него не так-то просто. Этот вопрос не раз ставил в тупик самых авторитетных специалистов. Но я отвечу на него так, как сам его понимаю. Природный боксер — тот, кто имеет все качества, позволяющие ему на равных бороться за чемпионские титулы, даже если его специально для этого не тренировали, а просто учили боксу, как всех. У него должен быть инстинкт бойца, такой же, какой имеет утка, которая едва укрепившись на ногах знает, где ей искать путь к воде. Так и боец от рождения, едва изучив технику ударов и защиты, инстинктивно понимает и чувствует, когда и какой прием следует применить в мгновенно меняющейся ситуации боя. Я знал и видел боксеров, которые чутьем угадывают, куда и насколько нужно отклонить голову, чтобы удар противника не дошел до нее и остановился буквально в нескольких миллиметрах от цели. Такой боксер никогда не задумывается над техникой нанесения удара или поиском наиболее, разумного маневра. Все это получается на ринге само собой и получается мгновенно и точно. Этот человек, мгновенно решающий в бою самые хитроумные задачи, может оказаться тугодумом вне ринга, неспособным решить самый простейший вопрос.
Природный боксер — явление чрезвычайно редкое в природе, как вообще редки в ней гении.
Но вернемся к левому хуку. Тренировать его следует на боксерском мешке, насыпной груше и «лапах». На мешке и груше отрабатываются техника и сила удара. Предварительно на мешок наносятся метки, обозначающие голову и уязвимые места на корпусе. Бить следует по ним, чтобы рука инстинктивно шла в нужном направлении к цели. Тренируя хук, не стремитесь сразу акцентировать удар. Сначала добейтесь точности движений, не вкладывая в удар вес своего тела. Неизбежны промахи. Вот когда в руке выработается необходимый и точный двигательный рефлекс, тогда можно начать наращивать мощь удара.
«Лапа» используется для отработки тактических задач — боевых действий в комплексе с маневром. Я еще раз хочу вернуться к гольфу для того, чтобы более наглядно проиллюстрировать свою мысль о технике и силе удара. Профессиональные игроки говорят, что не следует вкладывать в удар всю свою силу: «Сделайте замах, а остальное предоставьте клюшке». Однако когда наблюдаешь за игрой мастеров, то отчетливо видишь, что они вкладывают в удар каждую унцию своего тела. Дело в том, что как только игрок овладел техникой замаха и «сквозной протяжкой» удара, тогда само собой вес тела рефлекторно вкладывается в удар, придавая ему необходимую силу. Аналогичное положение и в боксе. Если с самого начала разучивания техники нанесения удара, боксер будет стремиться вложить в него вес своего тела, его удары, вероятнее всего, пойдут мимо цели. А мы уже знаем, чем чреват промах при выполнении хука. Но как только боксер отлично овладел техникой, ритмом удара и взаимодействием всех частей тела при его нанесении, он быстро сумеет научиться вкладывать в удар силу. И тут к слову сказать о необходимости умения рассчитывать время и момент соприкосновения кулака с целью, и навыка точного расчета дистанции. Эти качества лучше всего тренировать на «лапах».
А теперь главный совет: путь к борьбе за звание чемпиона начинайте с борьбы с собственной ленью. Еще в начале этой книжки было сказано, что путь к успеху лежит через долгий, напряженный и повседневный труд. Это верно. Не считайте, что в тренировках есть мелочи, которыми можно пренебречь или не уделять им серьезного внимания. Даже став мастером, начинайте тренировку с боксерских азов, даже если они усвоены вами отлично и набили оскомину. Знаменитые и всемирно известные в музыкальном мире маэстро каждую свою репетицию начинают с проигрывания элементарных гамм и пассажей, которые они разучивали еще в первом классе музыкальной школы. Именно это придает их великому мастерству непринужденность и свободу. Это железное правило касается и боксеров. Выполнять это правило скучно и тяжело, но, увы, необходимо, даже если вы стали чемпионом. Помните — на чемпиона «охотятся» все и поэтому на каждый новый бой чемпион должен появляться перед своими противниками всегда новым, неизвестным им и более сильным, чем они его знали и ожидали увидеть. Только таким путем удавалось многие годы удерживать «корону» в своих руках Джеку Демпси, Джо Луису, Флойду Паттерсону, Лену Харвею, неподражаемому «Шугару» Рою Робинсону и другим.
Мне могут напомнить поговорку: «Чемпионы никогда не возвращаются». Она справедлива только для тех, кто позволяет себе головокружение от успехов или лень. В 1942 году я отобрал титул чемпиона Англии у Лена Харвея. Тогда многие были склонны считать, что Лен не смог одолеть меня - потому, что был на 13 лет старше, чем я. Ничего подобного, Лен был достаточно силен, чтобы справиться со мной. Его погубил долгий перерыв в тренировках и уклонение от участия в матчах. Поэтому, готовясь к бою со мной, ему было трудно в короткий срок обрести былую форму, его рефлексы притупились и он сошел с ринга побежденным.
Еще один пример. В 1951 году мой соотечественник Ранди Турпин выиграл звание чемпиона мира в среднем весе у неподражаемого Рэя Робинсона. Видимо, это так вскружило ему голову, что спустя всего два месяца он потерпел сокрушительное поражение в матче-реванше, оказавшись «факиром на час».
Мы все время говорили о прекрасных боевых качествах левого хука. Теперь пора сказать несколько слов о защите во время применения этого удара в бою. Главную защитную функцию должна выполнять правая рука. Ее исходное положение: раскрытой перчаткой, развернутой тыльной стороной к себе, прикрывать голову, точнее ее правую часть. Локоть прикрывает район печени, а предплечье — район «солнечного сплетения-» и сердца.
Однако может случиться, что противник тоже будет вас атаковать или контратаковать хуками правой или левой рукой. При нанесении правого хука прикройте голову подставкой левого плеча с уклоном вправо. От его левого хука защищайтесь отходом — шагом назад. Эффектна защита нырком под бьющую руку. Очень надежна двойная локтевая защита — разновидность глухой защиты, когда правая (левая) рука поднята к лицу так, чтобы подбородок был спрятан внутри локтевого сгиба. Левую (правую) руку нужно прижать к туловищу, прикрывая локтем сердце (печень), кистью — область печени (сердца).
Очень эффектна комбинированная защита — нырок в сочетании с двойной локтевой защитой,
Защита и нападение — неразделимые элементы боя. Нельзя отдельно атаковать и отдельно защищаться, так же как нельзя проводить защитные действия без ответной атаки или встречного удара. Например, нанося левый хук, необходимо согнуть колено левой ноги, так, чтобы плечо было почти народном уровне с целью. Для сохранения равновесия правая ступня ставится носком вправо-наружу. Правая перчатка защищает голову и готова к защите от апперкота.
Наиболее удобной защитой от левого хука в туловище считается — быстрый шаг назад, выводящий туловище из сферы действия ударов противника. Это вполне надежный прием, но следует остерегаться того, чтобы не оказаться прижатым к канатам и не стать жертвой удара правой рукой противника в челюсть или при отскоке от канатов получить левый хук в корпус, такой же удар, какой вы намеревались нанести сами. Рокки Марчиаио наносил свои сокрушительные удары именно в тот момент, когда противник был прижат к канатам. Рокки не отличался блестящей техникой, но имел нокаутирующий удар. Даже такие известные мастера, как Джерси Джо Уолкотт или Эззард Чарльз могли противостоять Рокки на равных только на дальней или средней дистанциях. Но как только они оказывались у канатов, так сразу становились в полной власти Марчиано. Если противник атакует вас левым хуком с шагом вперед, нужно перчаткой левой руки отвести бьющую руку противника вниз и развернуть его самого вправо. Противник потеряет равновесие, а вы получите шанс для нанесения сильного удара правой рукой. Я думаю, это наиболее эффективный прием остановки левого хука, направленного в туловище. Но выполнение этого приема потребует от боксера предельной скорости и точности в его проведении. Наверное, из-за его сложности этим приемом пользуются мало, однако поработать над ним стоит. Затраченные на его разучивание усилия оправдаются с лихвой.
Расскажу еще об одном защитном приеме, которым мне приходилось пользоваться, отражая левый хук, направленный в корпус. Опережая удар противника, я скрещивал обе руки и прикрывал ими «солнечное сплетение» и одновременно области сердца и печени. Руки должны быть плотно прижаты к корпусу, чтобы закрыть возможно большую площадь живота. Врачи справедливо считают, что корпус и область живота более уязвимые части тела боксера, чем его голова. В области живота сосредоточено наибольшее количество нежных тканей и нервных центров, более чувствительных к ударам.
Плотно прижатые к животу руки не только надежно защитят вас от левого хука, но могут, кроме того, повредить бьющую руку противника.
Познакомлю вас с одним из самых старых способов защиты туловища от левого хука противника, он и по сей день считается одним из самых надежных.
Когда противник будет проводить свой левый хук, сделайте сильное рубящее движение правой рукой по левой руке противника и отбейте ее наружу. Это может повредить его руку и, кроме того, вывести его из равновесия, что даст вам шанс нанести ему мощный ответный удар. А если противник еще и забыл под--нять для защиты от вашего встречного удара свою правую руку, вы получите прекрасную возможность встретить его левым хуком в подбородок.
У каждого боксера есть свой излюбленный удар или действие, но это совсем не значит, что большую часть боя он должен пользоваться только этим ударом. Совсем наоборот, он всячески будет его скрывать и маскировать, и пустит его в ход только тогда, когда всеми предыдущими действиями будут созданы идеальные условия для нанесения решающего коронного удара.
Идеальный левый хук наносится в точку, находящуюся в правой части подбородка на один дюйм (2,5 см) от его середины или в «солнечное сплетение». Особенно хорош этот удар в ближнем бою, при выходе из него. Я всегда старался отвлечь внимание своих противников от моего хука, делая финты и обманные движения правой рукой. Как можно чаще действовал ударами правой руки, подготавливая ими условия для сильного левого хука. Сделав обманное движение правой рукой, я проводил сильнейший левый хук сначала в корпус и следом за ним в челюсть. Одним словом, старайтесь всячески разнообразить свои действия в бою.
Когда я готовился к бою с чемпионом мира в полутяжелом весе Гусом Лесневичем, в течение нескольких месяцев я искал пути нейтрализации его коронного удара — правого кросса в подбородок. Лесневич владел этим ударом в совершенстве, гораздо лучше, чем другие боксеры, с которыми мне приходилось встречаться до него. И все же мне не удалось избежать этого удара. При нашей первой встрече в 1942 году мне пришлось побывать в нокдауне четыре раза и проиграть бой в десятом раунде техническим нокаутом. Готовясь ко второй встрече с ним в 1946 году, я учел свои ошибки и все-таки в третьем раунде снова нарвался на этот удар. В течении семи-восьми секунд я не знал, где нахожусь и что со мной творится. Стоял неподвижно как столб и какая-то пелена покрыла весь стадион. К счастью, Лесневич не сумел использовать этот выгодный для себя момент, а я придя в себя уже был особенно внимателен и сумел несколько раз удачно пустить в ход свой левый хук, который и принес мне победу и титул чемпиона мира.
В боксе можно и нужно строить тактические планы на каждый предстоящий бой, но они будут бесполезны, если продумывая и исполняя их вы не примете в расчет планов противника. Как в шахматах, так и в боксе, всегда нужно рассчитывать свои действия и вероятные действия противника по крайней мере на один-два хода вперед.
Я мог бы рассказать вам еще многое о левом хуке, о защите от него и во время его исполнения. Но, если вы освоили этот удар достаточно хорошо, то лучший способ его совершенствования — это практика и еще раз практика. Технику удара и его тактическое применение можно усовершенствовать только в боях, сначала в тренировочных со спарринг-партнерами, а потом и в соревновательных поединках.
Многие боксеры, не имеющие еще достаточного боевого опыта, предпочитают наносить удары, в том числе и левый хук, преимущественно в лицо, в челюсть противника. Прошу поверить моему опыту, но удары по корпусу ничуть не хуже ударов в голову. Во-первых, корпус представляет собой более крупную и малоподвижную мишень, чем голова противника, а во-вторых, в корпусе, особенно в области живота расположено гораздо больше не менее чувствительных уязвимых для противника мест, чем на его голове. Провести удар по корпусу значительно легче, чем по более подвижной голове, кроме того удар по корпусу менее опасен для вашей бьющей руки, чем удар по челюсти. Стоит вам нанести по голове удар неточно, но достаточно сильно, и вам не избежать серьезных травм пальцев и их суставов.
Удары в корпус всегда более эффективны, когда они наносятся в ближнем бою и редко бывают результативными, если вы атакуете с дальней дистанции. Наиболее уязвимое для удара место — «солнечное сплетение». Впервые этим ударом был нокаутирован Джим Корбет еще в мае 1897 года в бою с Бобом Фитцсиммонсом за титул абсолютного чемпиона мира.
Не следует забывать, что левый хук — это средство нападения, но никогда не нужно начинать атаку с этого удара.
Прежде чем нанести левый хук, необходимо заставить противника убрать свою правую перчатку или руку, защищающую корпус. Сделайте финт в голову, противник инстинктивно поднимет руку, в этот момент не упустите свой шанс — быстро сделайте шаг вперед левой ногой и нанесите акцентированный хук левой в туловище, в ту часть живота, которая окажется к вам ближе. Начинайте лучше с левого джеба.
Левый хук всегда останется для меня самым эффективным ударом, но я никогда не злоупотреблял им, не советую злоупотреблять им и вам. Если вы будете пользоваться левым хуком часто и не маскируя его, противник быстро разгадает ваш стиль и вам придется худо. Варьируйте свои удары, но пусть левый хук останется вашим «тайным оружием». Берегите его для завершающего удара, для победы.
Дата добавления: 2015-04-25; просмотров: 1971;