Феноменология на ЛСД сеансах. Огромное понижение давления, расширение пространства, видения гигантских чертогов; яркий свет и прекрасные цвета (небесно-голубой
Огромное понижение давления, расширение пространства, видения гигантских чертогов; яркий свет и прекрасные цвета (небесно-голубой, золотой, радуга, перья павлина); чувство возрождения и освобождения; высокая оценка простого образа жизни; улучшение сенсорного восприятия; братские чувства; гуманитарные и благотворительные тенденции; иногда маниакальное поведение и грандиозное чувство; переход к элементам БПМ I; приятные ощущения иногда могут прерываться пуповинным кризисом: острая боль в пупке; одышка, страх смерти и кастрации, изменения в теле, но нет никаких внешних давлений.
Перинатальная матрица I (Первичное Единство С Матерью)
Первая перинатальная матрица (БПМ I) относится к первичному единству с матерью, к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого материнский организм и ребенок образуют симбиотический союз. Если не вмешиваются вредоносные стимулы, условия для плода близки к идеальным, включая защиту, безопасность и постоянное удовлетворение всех потребностей. Однако различные неблагоприятные обстоятельства могут нарушить это состояние. Сюда входят болезни и тяжелые эмоциональные состояния матери, а также беспокоящие влияния из внешнего мира, такие, как токсины, громкие звуки и механические толчки или вибрации. Поэтому первая перинатальная матрица имеет свои позитивные и негативные аспекты; субъекты обычно называют их переживанием «хорошей матки» и «плохой матки».
Элементы ненарушенного внутриутробного существования могут переживаться на ЛСД сеансах в конкретной биологической форме или в форме его духовной альтернативы, опыта космического единства. Хотя «океанические чувства» эмбрионального состояние не идентичны переживанию космического единства, похоже, между этими двумя состояниями есть глубокая связь и много общего. Переживание космического единства характеризуется выходом за пределы обычной дихотомии субъекта-объекта. Индивид в этом состоянии начинает глубоко осознавать своё единство с другими людьми, природой и всей Вселенной и с высшим творящим принципом, Богом. Это сопровождается потрясающими позитивными эмоциями, которые могут колебаться от умиротворения, безмятежности и блаженства до экстатического восторга. В этом состоянии происходит трансценденция категорий пространства и времени, и субъекты могут воспринимать себя существующими вне обычного пространственно-временного континуума. В высшем варианте они могут переживать вечность и бесконечность за период секунд и минут обычного времени. Другой типичной характеристикой этого состояния являются чувство священности и высшего прозрения об истинной и реальной природе существования. Описания этого опыта откровения обычно полны парадоксов и, кажется, нарушают основные законы аристотелевой логики. Это состояние сознания называется «бессодержательным и содержащим всё», «бесформенным, но полным формы», «космическое величие при предельном смирении», или характеризуется потерей эго, хотя в то же время эго расширяется и становится всей Вселенной. Разные субъекты испытывают и описывают это событие в разных символических рамках. Наиболее часты ссылки на Рай, Сад Эдема, Небеса, елисейские поля, unio mystica, Дао, единство Атман-Брахман, Тат твам аси (Ты есть То).
С закрытыми глазами феномен космического единства переживается как независимый сложный вид переживаний, океанический экстаз. С открытыми глазами переживается слияние с окружением и чувство единения с воспринимаемыми объектами. Это тот самый опыт, который описан в мистических категориях Уолтера Панке и который Абрахам Мэслоу называет «пиковым переживанием». На ЛСД сеансах чувства космического единства, похоже, тесно связаны с переживанием «хорошей матки», «хорошей груди» и счастливыми детскими воспоминаниями. Также они, видимо, представляют собой важную дверь к ряду трансперсональных переживаний, таких, как родовая память, элементы расового и коллективного бессознательного, кармические явления, эволюционные воспоминания и различные архетипические констелляции. Нарушения внутриутробного развития могут также переживаться в конкретно биологической форме или символически как встречи с различными демоническими образами, метафизическими силами зла или пагубными астрологическими влияниями.
Касательно механизмов памяти, позитивные аспекты БМП I связаны с позитивными СКО. Положительная сторона БПМ I, похоже, представляет основу для записи всех последующих жизненных ситуаций, в которых индивид расслаблен, относительно удовлетворил потребности и не обеспокоен никакими неприятными стимулами. Негативные аспекты БМП I имеют похожие связи с определенными негативными СКО.
В отношении фрейдовских эрогенных зон, позитивные аспекты БПМ I совпадают с биологическим и психологическим состоянием, в котором ни в одной из этих зон нет напряжений, и все побуждения удовлетворены. И наоборот, удовлетворение потребностей (утоление голода, мочеиспускание, дефекация, сексуальный оргазм или рождение ребенка) приводит к поверхностному и частичному приближению к вышеописанному лишенному напряжений экстатическому переживанию.
Перинатальная Матрица II (Антагонизм С Матерью)
ЛСД субъекты, столкнувшиеся с этим видом переживаний, часто связывают его с самым началом биологического рождения и с его первой клинической стадией. В этой ситуации изначальное равновесие внутриутробного существования нарушено, сначала предупреждающими химическими сигналами, а затем мышечными спазмами. Позже плод периодически сжимается сокращениями матки; шейка матки закрыта, и пути наружу ещё нет.
Как и в предыдущей матрице, соответствующие биологические ситуации могут переживаться очень реалистичным образом. Символическое сопровождение начала рождения—переживание космического поглощения. Оно включает сокрушительные чувства возрастающей тревоги и осознание неминуемой угрозы жизни. Источник этой приближающейся опасности неясен, и субъект склонен интерпретировать фактическую обстановку в параноидной манере. Нередко индивиды в этом состоянии сообщают об ощущениях злых влияний, исходящих от членов секретных организаций, инопланетян, злонравных гипнотизеров, черных магов, дьявольских приспособлений, излучающих радиацию или токсичные газы. Дальнейшее усиление беспокойства обычно приводит к переживанию чудовищной, гигантской воронки, водоворота, засасывающего субъекта и весь его или её мир в свой центр. Частая разновидность этого вселенского поглощения это переживание проглатывания ужасным монстром вроде гигантского дракона, осьминога, питона, крокодила, кита или паука. Менее драматичной формой является погружение в преисподнюю и встречи с различными опасными созданиями и сущностями.
Символическое сопровождение полностью раскрытой первой клинической стадии родов это переживание «нет выхода». Важная черта этого вида переживаний это потемнение визуального поля и мрачные, зловещие тона всего, что в нем находится. Субъекты чувствуют себя запертыми в клетку или пойманными в ловушку чудовищной клаустрофобной ситуации и испытывают невероятные психологические и физические муки. Эта ситуация обычно абсолютно непреодолима и кажется бесконечной и безнадежной. Под влиянием этой матрицы индивид не способен видеть ни возможности конца своих страданий, ни способов их избежать. Жажда смерти и суицидальные желания могут сочетаться с ощущением тщетности и убежденностью, что даже физическая смерть не закончит этого адского состояния и не принесет облегчения.
Этот вид переживаний может проявляться на нескольких уровнях, которые могут испытываться отдельно, последовательно или попеременно. Глубочайший уровень связан с различными пониманиями ада (ситуации бесконечных непреодолимых страданий), как он описывался различными религиями мира. В более поверхностной версии того же шаблона переживаний субъект сталкивается с образами нашей планеты и видит мир апокалиптическим местом, полным кровавого террора, бессмысленных страданий, геноцида, расовой ненависти, опасных эпидемий и природных катаклизмов. Существование в этом мире кажется совершенно бессмысленным, ненужным и абсурдным, и все попытки найти хоть какой-то смысл человеческой жизни оказываются тщетными. Под влиянием этой матрицы индивид воспринимает мир и человеческое существование предвзято, через негативный трафарет; он или она кажутся слепыми к любым позитивным аспектам жизни. В наиболее поверхностной форме переживания субъект видит свою конкретную жизнь как хождение по кругу, совершенно безнадежной, непреодолимой и полной неразрешимых проблем. Стандартными составляющими этой матрицы являются мучительные чувства метафизического одиночества, отчужденности, беспомощности, безнадежности, неполноценности и вины.
Символизм, наиболее часто сопровождающий этот вид переживаний, включает различные образы ада, унижения и страдания Христа и тему вечного проклятия, как в примерах Агасфера, Летучего Голландца, Сизифа, Иксиона, Тантала или Прометея. Наиболее важная черта, отличающая этот вид переживаний от следующего, это однозначный акцент на роли жертвы и факт непреодолимости, неизбежности и бесконечности ситуации (кажется, что нет выхода ни в пространстве, ни во времени).
БПМ II, похоже, становится основой для записи всех чрезвычайно неприятных будущих ситуаций, в которых пассивный и беспомощный индивид является жертвой, которой угрожают подавляющие и разрушительные внешние силы. Касательно фрейдовских эрогенных зон, эта матрица, видимо, связана с состоянием неприятного напряжения во всех зонах. На оральном уровне это голод, жажда, тошнота и болевые стимулы; на анальном уровне это удержание фекалий; и на уретральном уровне это удержание мочи. Соответствующие феномены на генитальном уровне это сексуальная фрустрация и чрезмерное напряжение, а также боли, испытываемые женщиной во время первой клинической стадии родов.
Перинатальная Матрицы III (Синергизм С Матерью)
Многие аспекты этой сложной эмпирической матрицы могут быть поняты из ассоциации со второй клинической стадией биологического рождения. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта и делает возможным постепенное и трудное продвижение через родовой канал. Есть огромная борьба за выживание, сокрушительные механические давления и часто сильная гипоксия и удушье. На завершающей стадии рождения плод может контактировать с рядом биологических материалов, таких, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже фекалии.
С эмпирической точки зрения эта матрица весьма разветвлена и сложна. Наряду с собственно реалистическим повторным проживанием различных аспектов протискивания через родовой канал она почти всегда включает набор феноменов, которые могут быть расположены в типичных последовательностях. Её важнейшие грани это атмосфера титанической борьбы, садомазохистские оргии, сильные сексуальные ощущения, скатология и элемент очищающего огня (пирокатарсис), происходящие в различных комбинациях. Данные элементы составляют борьбу смерти-возрождения.
Субъект ощущает в этом состоянии мощные потоки энергии, несущиеся через всё его или её тело и возрастающие до такого уровня концентрации и конденсации, который, кажется, выходит за все мыслимые пределы. Это сопровождается эпизодами взрывоподобных разрядов и чувствами экстатического освобождения. Эти переживания обычно сопровождаются видениями титанических битв вселенских масштабов, архетипических подвигов героев, атомных взрывов, термоядерных реакций, запусков ракет и космических кораблей, теплоэлектростанций, гидроэлектростанций, высоковольтных силовых линий, драматических сцен разрушения в современных войнах, гигантских пожарищ, извергающихся вулканов, землетрясений, торнадо и других природных катаклизмов. Смягченная форма этой матрицы связана с видениями средневековых битв, кровавых революций, опасных охот на диких животных или открытий и завоеваний новых континентов.
Другой важный аспект этой эмпирической матрицы это чрезмерная активация садомазохистских элементов в личности субъекта. Огромное количество агрессивной энергии разряжается и расходуется в разрушительных и саморазрушительных фантазиях, видениях и ярких переживаниях. Индивид участвует в изнасилованиях, различных сексуальных перверсиях, включающих боль, зверских убийствах, пытках и жестокостях всех видов, казнях, увечьях, кровавых жертвоприношениях и самопожертвованиях. Это может сопровождаться суицидальной идеацией, фантазиями или даже тенденциями к грубому и калечащему саморазрушению.
Сексуальное возбуждение может достичь необычно высокого уровня и выражаться в сложных сценах необузданных оргий, порнографических эпизодах, видениях ближневосточных гаремов, бесконечных восточных нюансах искусства любви, развратных карнавалах и ритмичных сексуальных танцах. В этом контексте многие ЛСД субъекты обнаруживают тесную эмпирическую связь между агонией и сексуальным экстазом; они осознают, что сильное оргастическое возбуждение может граничить со страданием, и смягченная агония может переживаться, как сексуальное наслаждение.
Скатологический аспект процесса смерти-возрождения может быть очень полным и иметь не только визуальные и тактильные, но также обонятельные и вкусовые измерения. Субъект может ощущать себя валяющимся в экскрементах, тонущим в выгребных ямах, ползающим в отбросах или канализационных системах, поедающим фекалии, глотающим слизь, пьющим кровь или мочу или сосущим гниющие раны. Это обычно сопровождается ощущением прохождения через очищающий и омолаживающий огонь; кажется, что его неодолимое пламя разрушает всё поврежденное и испорченное в индивиде и готовит его или её к переживанию духовного возрождения.
Религиозный и мифологический символизм этой матрицы чаще всего происходит из религий, восхваляющих кровавые жертвоприношения или использующих их на своих церемониях. Очень часты отсылки к Ветхому Завету; образы страданий и смерти Христа на кресте; сцены поклонения Молоху, Астарте или Кали; и видения ритуалов различных доколумбовых культур, использующих жертвоприношения и самопожертвование, как это делали Ацтеки, Микстеки, Олмеки и религии майя. Другая группа образов связана с религиозными ритуалами и церемониями, включающими секс и дикие ритмичные танцы: ритуалы плодородия, фаллические культы или различные племенные религии аборигенов. Частый связанный с очищающим огнем символ это образ легендарной птицы Феникс. Очень уместная символизация скатологического аспекта борьбы смерти-возрождения это Геркулес, чистящий скотный двор Короля Авгия или ацтекская богиня Тласолтеотль, Пожирательница Нечистот, божество деторождения и плотской похоти.
(Выше) Инсайт о связи между рождением и распятием—распятый плод .
(Ниже) Связь между внутриутробным существованием и трансцендентальными чувствами покоя—плод внутри пирамиды.
Скатологическое переживание, показывающее субъекта плавающим в гигантской выгребной яме.
От описанной ранее безвыходной констелляции эту матрицу отличают несколько важных характеристик. Ситуация здесь не кажется безнадежной, и субъект не беспомощен. Он или она принимает активное участие и ощущает, что страдание имеет определенное направление и цель. В религиозных понятиях эта ситуация была бы ближе к чистилищу, чем к аду. Вдобавок, субъект не играет роль исключительно беспомощной жертвы. Он является наблюдателем и может одновременно отождествляться с обеими сторонами до такой степени, что бывает трудно различить, агрессор он или жертва. В то время как ситуация нет-выхода включает чистое страдание, переживание борьбы смерти-возрождения представляет грань между агонией и экстазом и их смесью. Для этого типа переживаний кажется подходящим название «Вулканический экстаз» по контрасту с «океаническим экстазом» космического единства.
Как матрица памяти, БПМ III связана со всеми переживаниями индивида, включающими сильные чувственные и сексуальные элементы, с дикими, опасными и захватывающими приключениями, а также с подверженностью скатологии. Воспоминания сексуального совращения, оргий, жестоких изнасилований также записываются в этом контексте. Что до фрейдовских эрогенных зон, то эта матрица связана с действиями, приносящими резкое облегчение и релаксацию после долгого периода напряжения. На оральном уровне это жевание и глотание еды (или наоборот, рвота); на анальном и уретральном уровнях это процесс дефекации и мочеиспускания; на генитальном уровне это механизм сексуального оргазма и чувства рожающей женщины на второй стадии родов.
Перинатальная Матрица IV (Отделение От Матери)
Эта перинатальная матрица значительно связана с третьей клинической стадией родов. В этой финальной фазе мучительный процесс интенсивной борьбы достигает кульминации; продвижение по родовому каналу завершено, и за крайним усилением напряжения и страдания следует облегчение и релаксация. После перерезания пуповины кровь перестает поступать по её сосудам, и ребенку нужно развивать собственные системы дыхания, пищеварения и выделения. Физическое отделение от матери завершено, и новорожденный начинает свое существование как анатомически независимый индивид.
Как и в случае предыдущих матриц, некоторые входящие сюда переживания, похоже, представляют реалистичное повторное переживание настоящих биологических событий во время этой фазы, а также специфических акушерских вмешательств. Символическое соответствие этой финальной стадии рождения—переживание смерти-возрождения; оно является завершением и разрешением борьбы смерти-возрождения. Физическая и эмоциональная агония кульминирует в чувство абсолютного уничтожения на всех вообразимых уровнях. Оно включает ужасное чувство физического разрушения, эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, крайней моральной ошибки и абсолютного проклятия трансцендентального масштаба. Это переживание обычно описывают как «смерть эго»: кажется, оно влечет за собой немедленное и беспощадное разрушение всех ориентиров предшествующей жизни индивида.
После того, как субъект испытал пределы тотального уничтожения и «ударился о космическое дно», его или её озаряет слепящий белый или золотой свет. Клаустрофобный и сжатый мир борьбы рождения внезапно раскрывается и расширяется до бесконечности. Основная атмосфера—освобождение, спасение, искупление, любовь и всепрощение. Субъект чувствует себя освобожденным от бремени и очищенным и говорит, что освободился от невероятного количества личного «багажа», вины, агрессии и беспокойства. Это обычно связывается с братскими чувствами ко всем ближним и высокой оценкой теплых человеческих взаимоотношений, дружбы и любви. Иррациональные и чрезмерно большие амбиции, а также жажда денег, статуса, славы, престижа и власти, в этом состоянии кажутся детскими, неуместными и абсурдными. Часто есть сильная склонность делиться и участвовать в благотворительности. Вселенная воспринимается неописуемо красивой и лучезарной. Все сенсорные пути кажутся широко открытыми и чувствование и оценка внешних стимулов значительно усилены. Индивид в этой области переживаний обычно обнаруживает в себе истинно позитивные ценности, а именно, чувство справедливости, восхищение красотой, чувства любви и самоуважение, а также уважение других. Эти ценности, а также мотивация им следовать и жить в согласии с ними, воспринимаются в этом состоянии присущими человеческой природе. Они не могут быть удовлетворительно объяснены в понятиях компенсации, реактивного образования или сублимации примитивных инстинктивных побуждений. Индивид испытывает их как подлинные и необъемлемые части универсального порядка.
Символизм, связанный с переживанием смерти и возрождения, может происходить из многих разных культурных рамок. Элемент смерти эго может здесь связываться с видениями различных деструктивных божеств, таких, как Молок, Шива Разрушитель, Уитцилопочтли, и ужасной богини Кали и Коатликуэ, а может переживаться в полной идентификации со смертью Христа, Озириса, Адониса или Диониса. Типичный символизм момента возрождения включает фантастические видения сияющих источников света, ощущаемых священными, небесно голубых космических просторов, прекрасного радужного спектра или узоров наподобие павлиньих перьев. Довольно часты нефигуративные образы Бога, например, Дао, Атман-Брахман, Аллах или Космическое Светило. Иногда субъекты могут видеть персонифицированные образы и традиционные репрезентации Бога и различных божеств конкретных религий. Так, Бог может явиться в христианской форме, как архетипический мудрый старец на троне, окруженный херувимами и серафимами в лучезарном великолепии. Также очень часто в этом контексте переживание единства с Великой Матерью, такой, как Божественная Изида египтян, Кибела или Дева Мария. Присоединение к греческим богам Олимпа в питие нектара и вкушении амброзии, допуск в германскую Вальхаллу, прибытие в Елисейские поля—являются некоторыми дополнительными символическими альтернативами для переживания возрождения. Другие видения включают гигантские залы с богато украшенными колоннами, мраморными статуями и хрустальными люстрами или красивые природные сцены—звездное небо, величавые горы, восхитительные долины, цветущие луга или чистые озера и океаны.
Касательно памяти, БПМ IV является матрицей для записи всех последующих ситуаций, включающих большой личный успех и завершение условий длительной серьезной опасности, к примеру, окончание войн или революций, выживание в несчастных случаях или восстановление после суровых заболеваний. Что до фрейдовских эрогенных зон, БПМ IV связана на всех уровнях развития либидо с состоянием удовлетворения сразу после понижения или устранения напряжения (проглатывания еды, окончания рвоты, дефекации, мочеиспускания, сексуального оргазма или родов).
Базовые Перинатальные Матрицы на перинатальном уровне несут функцию, сравнимую с ролью СКО в психодинамической области. Феномены, происходящие на психоделических сеансах с преобладанием перинатальной природы, можно понимать, как результат успешной экстериоризации, абреакции и интеграции содержания негативных перинатальных матриц (БПМ II и III), и налаживанием связи с позитивными (БПМ I и IV). Когда перинатальная матрица доминирует в переживаниях, её содержание определяет не только эмоциональные реакции, мыслительные процессы и физические проявления субъекта, но также его или её восприятие физической и межличностной среды. Господство БПМ I предоставляет абсолютно позитивный трафарет, заставляющий субъекта видеть мир светлым, невероятно красивым, безопасным, питающим и, в сущности, проявлением божественного. Переход от БПМ I к БПМ II (космическое поглощение) привносит элемент неясной, но фундаментальной угрозы. Мир и все его части кажутся наступающими на субъекта и представляющими серьезную угрозу его или её безопасности, разуму и жизни. Субъект склонен бояться западни и может попытаться выбраться из терапевтической комнаты, не понимая, что ловушка находится внутри. Чувства паники и паранойя являются типичными спутниками этого состояния. С точки зрения эмпирического трафарета БПМ II это полная противоположность БПМ I. Мир видится безнадежным местом дьявольских, абсурдных и бессмысленных страданий. Он также может иметь пустое, картонное качество или причудливый и гротескный характер циркового представления. Влияние БПМ III обычно придает миру качество опасного поля битвы, где каждый должен быть на чеку и тяжело бороться за свою жизнь. Сексуальный, садомазохистский и скатологический компонент этой матрицы также может найти свое выражение в изменении восприятия мира. БПМ IV придает миру ощущение свежести, новизны, чистоты и радости, связанное с чувством триумфа.
Вышеприведенные описания отражают только наиболее общие характеристики функционирования перинатальных матриц, как управляющих систем; индивидуальные переживания, происходящие в этом контексте, представляют проявления их специфического содержания, как описано выше (см. таблицу). Как и СКО, перинатальные матрицы ведут сложное, двустороннее взаимодействие с элементами окружающей среды. После плохо разрешенного ЛСД сеанса динамическое влияние активированной негативной матрицы на повседневную жизнь индивида может продолжаться неопределенное время. После хорошо интегрированного сеанса перинатальной природы субъект может остаться под продолжительным влиянием позитивной матрицы, доминировавшей в переживаниях на момент, когда действие препарата заканчивалось. И наоборот, внешние влияние, содержащие элементы, характерные для индивидуальных перинатальных матриц, могут способствовать соответствующим переживаниям из области процесса смерти-возрождения.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Общим знаменателем этой иначе сложной и разветвленной группы явлений является ощущение субъекта, что его сознание расширилось за пределы обычных границ эго и превзошло ограничения времени и пространства. В «нормальном» или обычном состоянии сознания мы ощущаем себя существующими в рамках физического тела (образа тела), и наше восприятие окружающей среды ограничено рядом экстероцепторов. Наше внутреннее восприятие (интерорецепция) и восприятие внешнего мира (экстерорецепция) определяются обычными пространственными и временными границами. В обычных обстоятельствах мы живо переживаем только нашу нынешнюю ситуацию и непосредственное окружение: мы вспоминаем прошлые события и предполагаем будущее или фантазируем о нем.
В трансперсональных переживаниях, происходят ли они на психоделических сеансах или различных немедикаментозных контекстах, одно или несколько из вышеперечисленных ограничений, похоже, трансцендируется. Многие переживания, принадлежащие к этой категории, интерпретируются субъектами как регрессии в историческом времени и исследования их биологического и духовного прошлого. На психоделических сеансах нет ничего необычного в переживании весьма конкретных и реалистичных эпизодов, воспринимающихся как зародышевая и эмбриональная память. Многие субъекты сообщают о живописных эпизодах на уровне клеточного сознания, которые, похоже, отражают их существование в форме спермы или яйцеклетки на момент зачатия. Иногда регрессия может идти ещё дальше, и субъект убежден, что переживает воспоминания из жизни своих предков или даже попадает в расовое и коллективное бессознательное. Иногда ЛСД субъекты сообщают о переживаниях, в которых они отождествляются с различными животными предками человека или имеют четкое ощущение, что повторно переживают эпизоды из своих прошлых воплощений.
Другие трансперсональные явления предполагают трансценденцию скорее пространственных, чем временных границ. Сюда входят переживания слияния с другой личностью в состоянии дуального единства или полное отождествление с ним или с ней, переходящее в сознание целой группы людей или расширение сознания до таких пределов, что оно будто охватывает всё человечество. Таким же образом можно превзойти пределы специфически человеческого опыта и превратиться в то, что кажется сознанием животных, растений и даже неживых объектов. В высшей точке возможно переживать сознание всего сущего, нашей планеты или всей материальной вселенной. Другое явление, связанное с трансценденцией обычных пространственных пределов, это сознание определенных частей тела (различных органов, тканей или отдельных клеток). Важной категорией трансперсональных переживаний, включающих трансценденцию времени и/или пространства являются различные феномены экстрасенсорного восприятия, а именно опыт выхода из тела, телепатия, предвидение, ясновидение и яснослышание, и путешествия в пространстве и времени.
В большой группе трансперсональных переживаний расширение сознания, видимо, выходит за пределы феноменального мира и пространственно-временного континуума, каким мы его воспринимаем в нашей повседневной жизни. Очень частые примеры это встречи с духами умерших людей или сверхчеловеческими духовными сущностями. ЛСД субъекты также сообщают о многочисленных видениях архетипических форм, конкретных божеств и демонов, и сложных мифологических эпизодов. Интуитивное понимание универсальных символов или пробуждение Кундалини и активация разных чакр—дополнительные примеры этой категории. В крайней форме сознание индивида, кажется, охватывает всё существование целиком и отождествляется с Универсальным Разумом. Пределом всех переживаний, видимо, является Сверхкосмическая и Метакосмическая Пустота, таинственная первоначальная пустота и небытие, осознающее себя и содержащее всё существование в зачаточной форме.
Хотя мы обсудили трансперсональные переживания в контексте экстрафармакологических переменных, относящихся к личности субъекта, такой подход представляет серьезные затруднения. С одной стороны, трансперсональные феномены происходят в том же континууме, что и психодинамические и перинатальные переживания, в процессе глубокого самоисследования субъекта и изучения его бессознательного. С другой стороны, с точки зрения настоящей концептуальной системы, часто их истоки оказываются за пределами обычного представления об индивиде—в предыстории, будущем, отдаленных местах или иных измерениях существования. Психодинамический уровень вытекает из истории индивида и чисто биографичен по происхождению и природе. Перинатальные переживания, похоже, представляют собой границу между личностным и трансиндивидуальным, что отражается в их глубокой связи с биологическими рождением и смертью. Тогда трансперсональная область отражает связи между индивидом и космосом, опосредованные каналами, находящимися, видимо, за пределами нашего понимания. Все, что мы можем сказать в этой связи, это то, что где-то в процессе перинатального раскрытия, видимо, происходит качественный скачок, при котором глубинное исследование индивидуального бессознательного превращается в путешествие по просторам Вселенной и тому, что точнее всего можно назвать сверхсознательным разумом.
Тесное знакомство с бессознательными областями абсолютно необходимо не только для понимания психоделического процесса, но и для любого серьезного подхода к таким явлениям, как шаманизм, религия, мистицизм, ритуалы перехода, мифология, парапсихология и шизофрения. Трансперсональные переживания на ЛСД сеансах, как и в нелекарственных состояниях, склонны возникать в тематических кластерах. Так, например, эмбриональные переживания обычно связаны с эволюционными (филогенетическими) воспоминаниями и с образами блаженных и гневных архетипических божеств, в зависимости от природы внутриутробного переживания. Однако их организация гораздо слабее и не позволяет говорить о динамических управляющих системах и матрицах, как в случае психодинамического и перинатального материала. В процессе трансперсонального раскрытия подвергаются сомнению, подрываются и трансцендируются сами принципы, которые сделали бы возможной организацию и классификацию: концепции линейного времени, трехмерное пространство, материя, причинность и, в конечном счете, сама форма.
Появление трансперсональных переживаний начинает влиять на восприятие себя, присутствующих в комнате людей и физического окружения. Все эти элементы могут казаться систематически измененными определенным образом в соответствии с содержанием проявляющейся темы, будь это родовая или филогенетическая память, элементы расового и коллективного бессознательного, архетипические структуры или кармическая модель. Если сильное трансперсональное переживание (например, проявление важного архетипа или оживление воспоминания прошлого воплощения) не было завершено на психоделическом сеансе, оно может продолжать влиять на субъекта неопределенный период времени после окончания лекарственного опыта.
Дата добавления: 2015-04-25; просмотров: 729;