Человек и современные крупные приматы
Мы будем проводить сравнение, основываясь на современном научном знании о существующих в настоящее время антропоморфах, так как этот путь представляется нам наиболее простым и удобным. Затем мы перейдем, к вопросу о первобытном человеке и живших в то время антропоидах. Для этого мы должны обратиться к палеоантропологии, которая снабдит наши философские рассуждения научной основой.
I. Сходство
а) Морфологическое сходство. Имеет около 1560 признаков, по которым можно сравнивать человека и антропоморфов. Из них только 396 совпадают у человека и шимпанзе, 305 — у человека и гориллы и 272 — у человека и орангутанга; однако не менее 312 характеризуют исключительно человека.
б) Физиологическое сходство. Коротко можно перечислить следующее:
— одинаковая пища;
— сходство групп крови;
— одинаковая продолжительность жизни;
— одинаковая длительность эмбрионального периода.
в) «Психическое» сходство. Имеется много, психических феноменов, общих для человека и животных.
Древние и современные механицисты считают, что животные лишены сознания и все их действия являются лишь результатом слепого автоматизма, подчиненного физическому и химическому воздействию внешних раздражителей на сложную структуру, организма.
Эта концепция не получила общего признания, ибо противоречит здравому смыслу. Животные имеют сходную с человеком природу, органы восприятия и некоторые эмоциональные проявления. Кроме того, никто не может отрицать, что животные удерживают в памяти знания, полученные через органы чувств, а также способны приобретать новые навыки.
Во всех этих случаях речь идет не о способности к размышлению, которая наблюдается у человека, а лишь об ассоциативной памяти или о способности запоминать образы и ассоциировать их. Животные могут также испытывать различные «чувства», например гнев, ярость, радость и т.д. Конечно, мы не можем утверждать, что чувства (без кавычек) являются чисто субъективными аспектами сознательной психической жизни, но можем употребить по аналогии термин «чувство» для обозначения различных проявлений поведения животных, сходных с действиями человека.
II. Различия
Если сходство между человеком и животным явно, то не менее явны разделяющие их различия. При определении места человека в природе расхождения важнее подобий.
а) Морфологические различия. Основными из них являются: вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, развитие полости черепа и мозга, форма и развитие зубов и т.д.
б) Психические различия. Наиболее очевидны различия психические.
Мы уже говорили о психических феноменах, общих для людей и антропоидов, хотя и выраженных в разной форме. Но совсем не этими феноменами исчерпывается психическое функционирование человека. Он обладает другими функциями, предполагающими наличие психики, существенно отличной от психики животных.
1. Во-первых, у животных нет идей. Идея всегда представляет собой продукт мысленной абстракции, выход за пределы пространственно-временных реальных проявлений, сообщающий идее универсальность.
Было проведено много экспериментов с целью установить степень разумности антропоморфов. Все их действия всегда тесно связаны с пространственно-временным фактором. Решение бывает найдено лишь тогда, когда несколько необходимых в качестве инструментов предметов попадают в одно поле зрения. «Животные никогда не создают единого представления о пространстве». Решение достигается за счет многочисленных слепых и несогласованных попыток, чередующихся со случайными успехами. Эти успехи мало-помалу отпечатываются в памяти животного и служат примером того, как достичь решения.
Гелен считает, что при сравнении человека и животного нельзя говорить о том или ином уровне одной шкалы. Он утверждает, что структуры восприятия и инстинкта у животного действуют совершенно иначе, чем у человека; уже в практической и технической сообразительности человека, не говоря уже о его спекулятивном мышлении, мы можем отыскать существенные отличия от других антропоморфов.
2. Таким же образом Клагес утверждает, что фундаментальное отличие человека от животных наблюдается уже в «экспрессивном проявлении». Например, только человек может рисовать.
По мнению Клагеса, человек и животное живут в двух различных мирах. В то время как животное окружено телами, оказывающими ему сопротивление или привлекающими его, человек находится в мире фигур, телесных образов, в мире вещей, а не только тел. Корни основного различия между человеком и животным лежат в непосредственной близости к полю восприятия. Поэтому нам незачем спешить обратиться к мышлению и разуму.
На наш взгляд, в человеке очень трудно различить и отделить то, что целиком относится к восприятию, от деятельности разума; согласно теории гештальтпсихологии, эти сферы пересекаются и переплетаются, чтобы дать нам восприятие вещи.
3. Есть и другая причина отрицать только количественное отличие человека от животного — язык. У животных нет настоящего языка.
Так называемый «язык животных» всегда полностью субъективен; он выражает различные состояния чувств, но не обозначает и не описывает объекты.
В то время как животное знает только систему «знаков» (реакция на свое имя или на некоторые слова, образующие значимый раздражитель), человек вместе со словом, благодаря слову входит в новый мир — мир «знаков знаков», предполагающий сложные системы абстракций и обобщений. Слово превращается в «привилегированный (истинно человеческий) раздражитель» и кладет начало второй системе сигнализации, решительно превосходящей первую систему непосредственных раздражителей, которая определяет поведение животного.
Через язык происходит освобождение человека от окружающей среды, которая неумолимо сковывает животное. Животное настолько сращено со своим окружением, что не в силах отделиться от него.
Итак, экспрессивные проявления животного исчерпываются разнообразием получаемых впечатлений. Само животное является как бы волной в потоке происходящего, в котором нет ничего продолжительного и постоянного. Но такое положение меняется тотчас же, как человек открывает слово. Человеку уже не нужно кидаться в поток событий и плыть между ними, пытаясь их распознать. Он может сверху наблюдать постижимую картину реальности.
При помощи языка достигается не только фиксирование мира вещей, но и отделение от него.
4. Пытаясь познать себя, человек может отделиться не только от вещей, но и от самого себя. Из всех окружающих нас существ только человек способен осознать свои действия.
5. Человек развивается, животное — нет. За пятнадцать миллионов лет, прошедших с появления на Земле антропоидов, они не продвинулись вперед ни на шаг, не сделали даже пустячного изобретения, не предприняли ни малейшей попытки улучшить условия жизни.
Поэтому, не прибегая к многочисленным доказательствам (что мы сделаем позднее), уже сейчас мы можем смело утверждать, что между современными крупными приматами и человеком имеется непреодолимое существенное различие.
А. Сервера Эспиноза. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: Высш. шк., 1995. С. 75–101.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 808;