Группетто
Эта мелодическая фигура представляет собой группу из четырех или пяти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего). Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной:
344
Пятизвучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее — как в четырехзвучном группетто:
345
Группетто обозначается знаком , который ставится либо над нотой, либо между двух нот. Знак, стоящий над нотой, может означать как пятизвучное, так и четырехзвучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности:
346
Знак, стоящий между двумя нотами, означает либо пятизвучное группетто, занимающее всю длительность начального (основного) звука, либо четырехзвучное группетто, занимающее конец длительности начального звука:
347
Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука, как, например:
348
Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:
349
Трель
Трель представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» (от итал. trillare — дребезжать, колебать) — tr, которые ставятся всегда над нотой. Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели:
350
Скорость исполнения трели (в приведенном примере — тридцатьвторыми или шестнадцатыми) зависит от общего контекста, стиля произведения, темпа. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткогофоршлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного:
351
В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился и нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот — нахшлаг (нем. Nachschlag— последующий удар) — специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении:
352
Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели, как, например:
353
Выше были изложены основные принципы расшифровки мелизмов. Другие способы их расшифровки, применяемые иногда в конкретных стилистических условиях и связанные с исполнительскими традициями, обычно фиксируются в нотном тексте в виде редакторских примечаний.
Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях. Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха. Характерно, что Бах, понимая, очевидно, не столь универсальное значение применяемых им мелизмов, сам дал образцы расшифровки этих мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха».
В музыкальной литературе можно также встретить и различные сочетания мелизмов, образующие более длительные мелодические фигуры.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1872;