Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова
ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
In this scientific article the spirituality of the person as a problem of modern science. The article describes the advantages of the goods (material, or post-modern). Describes the concept of spirituality that it expresses, which is spirituality. What is the spiritual world.
Духовное совершенствование человека всегда было центром творческого интереса философов, социологов и других специалистов. В современном мире возросло беспокойство по вопросу духовно-нравственного воспитания молодёжи, стремящейся реализовать себя, приобретая в большей степени материальные, чем духовные ценности и предпочтения. Исследования образа жизни, системы отношений, деятельности индивидов – злободневная тема многих публикаций. На самом деле, духовный мир человека представляет собой многоплановое явление, его истоки коренятся в различных формах деятельности, в социальных отношениях, во влиянии СМИ. Большое значение имеют также творческие способности личности, ее умение на основе настоящего угадывать предпосылки будущего. Понятие духовности выражает совокупность идей о наиболее значимых процессах и явлениях, воздействующих на бытие. Это сложившееся представление об идеалах человека, месте его в обществе, ближайших и более отдалённых целях. Духовность содержит ценности мировоззренческого характера, приоритеты. Она характеризуется всесторонним пониманием человеком собственной индивидуальности, непохожестью и единством с окружающими, оптимальной адаптацией к социальной среде, группам, находящимися в ней, усваивая их стандарты поведения и отношений. Духовность – это перманентное формирование смыслов, касающихся не повседневной ситуации, релятивных, коротких по времени коммуникаций с другими, это картины мира, опосредующие связи человека с природными и социальными явлениями. Смыслы включают знания, символы, опыт деятельности в решении жизненноважных проблем. Духовность личности – это неудовлетворённость настоящим, а нередко и протест против безнравственных действий власти, распространяющей через СМИ ложь, зло, насилие над людьми. В субъективном плане жизнь и духовность человека – это взаимосвязь телесного и морального. В борьбе этих двух начал бытия развёртывается и усложняется содержание духовности. Этот процесс не затихает всю жизнь. Как считают многие исследователи, важно исключить доминанту «тела», своевременно подчиняя её силе духа. Сильный человек напрягается, мобилизует энергию, опыт, знания ради достижения социально-оправданных целей. Связь «тела» и духа осуществляется непосредственно [2]. В зрелом возрасте человек, не отягощённый болезнями, имеет все возможности для профессиональной карьеры, воспитания детей, творческой деятельности, что в итоге вызывает общую удовлетворённость жизнью. У него смягчены внутренние противоречия, повышена стойкость по отношению к вызовам современности. В связи с этим необходимо сделать особый акцент на природных условиях, в которых живёт человек. Суровый климат, необозримые просторы, большие расстояния, разъединяющие людей, способствуют появлению смысловых структур, идеалов, предпочтений, характеризующих весомость трудовой хозяйственной деятельности, взаимопомощи, раннего привлечения детей к труду и др. Эта серьезная проблема требует дальнейших исследований. Здоровье нации и отдельного индивида в странах развитого мира – острейшая проблема. Дефицит движения, как результат повальной автомобилизации, нервнопсихические перегрузки от прямых и опосредованных контактов с огромным количеством людей, экологически опасная городская среда стимулирует и без того быстрый износ организма. Духовное восприятие мира серьёзно деформируется. Больной воспринимает происходящее с отклонениями от нормы, ощущает постоянный дискомфорт от потери стимула к активным действиям. Понятно, что, находясь в таких условиях, человек изменяет свой духовный мир. Уходят наиболее значимые идеи, картина действительности резко видоизменяется, повседневные дела и мысли становятся решающими. Так, вопреки субъективным желаниям, личностные потрясения модифицируют духовность, что, пожалуй, самое ценное из предшествующего опыта человека. Нет сомнения, наиболее значимым условием развития духовности является общество, общественная жизнь. Это закономерно, так как динамика материального бытия, особенно в переходный период, скоротечна, масштабна, фатально предопределяет метаморфозу духовных, смысловых трендов. Не менее глубоко опосредуют перевороты в сознании миллионов граждан формы духовной жизнедеятельности [1].
Духовность – это субъективный мир человека, её смысловая полнота зависит от физической, психической энергии, демонстрируемой человеком в деятельности и отношениях с природой, обществом, группами людей. Она характеризуется множеством черт, основные из них: ценности, знания, творчество, интенциональность (направленность), внутренне связанных между собой и представляющих комплекс образов, идей, понятий, символов, возникающих в процессе взаимодействия с миром. Понятие ценности выражает значимость культурных артефактов, как для общества, так и для отдельного человека. В процессе трудовой деятельности происходит оценка индивидом результатов различных событий, и эта способность формируется в процессе социализации с детских лет и до глубокой старости. В случае социальной активности, например, профессиональной, политической либо творческой, появляются новые и элиминируют те ценности, которые не соответствуют интеллектуальному, духовному уровню развития личности. Ценности, как существенный элемент духовности, придают действиям и их результатам приоритетный, оценивающий характер. Понятие добра и зла, справедливости и несправедливости, величественного и низменного усваиваются и приобретают соответствующее значение в ходе практической и интеллектуальной деятельности, в познании социальных явлений и процессов. Содержание ценностей подвижно, и то, что в настоящем признаётся вдохновляющим, первоклассным, в дальнейшем может оказаться архаичным. Для более глубокого понимания роли духовных ценностей обратимся к дискуссии о соотношении материальных и постматериальных (духовных) ценностей. Одни авторы утверждают преимущество материальных, другие, наоборот, духовных.
Проведя исследование, российский социолог Ю. Плеснин обнаружил, что достаточно значительно снизилась доля тех людей, которые считают важным смыслом своей жизни духовное развитие. Она и так была невелика, однако сейчас таких людей остались проценты. По его мнению, ценности духовного развития постоянно снижаются, а нарастают эгоизм, индивидуализм, связанные не с развитием личности, а с удовлетворением «желудка» и, грубо говоря, «кожи». В то же время, ценности личной безопасности, материального благополучия признают огромное большинство. Материальные приоритеты способны разрушить личность, которая удовлетворяется только материальными пристрастиями. Когда человек становится заложником дорогостоящей одежды, жилья, роскоши, он подчиняет все свои жизненные устремления приобретению всё более изощрённых изделий. Находясь в повседневной гонке за новыми вещами, человек быстро теряет свою привлекательность для окружающих, ему бывает трудно остановиться и поразмыслить над происходящим. В данном случае его духовность минимальна [1].
Духовность формируется и изменяется в течение жизни и каждый индивид в зависимости от конкретной ситуации расставляет акценты, осуществляя свой выбор. Потребительство, как норма жизни, есть результат убогости, бедности по содержанию и направленности внутреннего духовного мира человека и, соответственно, его образа жизни. Вероятно, постоянное поддержание баланса между духовным и материальным является наиболее приемлемым вариантом жизнедеятельности современного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косичев А.Д., Платонов Г.В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 124-127.
2. Смирнова Л.Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2007.
Мясищева Татьяна,
студентка 3 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 801;