Культура. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957
Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. Они проходили на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Встречи носили «отеческий» характер: «отцы народа» хвалили и журили своих способных, но порой нерадивых «детей», иногда забывающих, что литература и искусство должны быть идейно выдержанными. Характер идеологических указаний по форме во многом отличался от жесткого идеологического давления на творческую интеллигенцию в сталинский период. По сути, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели».
Резким диссонансом возникшим надеждам прозвучало в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 744;