ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ

В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология

нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким

образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схоластики

разделились на два главных лагеря. Консервативное течение настаивало на

сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но с

применением одновременно и философских элементов аристотелизма.

Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не

было полного отмежевания от традиций августинского мышления. Растущее

влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теолого-философскую систему

которую создал Фома Аквинский. В традиции августинизма в XIII в. продолжали

работать преимущественно францисканские ученые, прежде всего в Парижском

университете (наиболее полное выражение августинизма находим у Бонавентуры)

и в Оксфорде (в философии природы Гроссетеста).

Одним из первых профессоров Парижского университета, который в

упомянутом смысле соединял августинизм с аристотелизмом, был францисканец

Александр из Гэльса (1170-1245). Его обширная "Summa universae theologiae",

которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала важным

звеном на пути к основным схоластическим системам. Она содержит элементы из

произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных, как

Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр. Для

дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю и

его арабским комментаторам. В теологии он доказывал существование бога как

августиновским, так и аристотелевским способом. В теории познания он

утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущностей нуждается в

божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то же

время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том, что

познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции. Он

принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к нетелесным

предметам, введя понятие "духовная материя". Его произведения способствовали

освоению Аристотеля теологией.

В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в середине

XIII в. начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

идейного и философского синтеза. Одним из тех кто внес большой вклад в

освоение аристотелизма католической философией, был францисканец Джованни

Фиданца, называемый Бонавентурой (1221- 1274). Учился он в Париже, был

учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел своего

учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского университета,

позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля, но

полагал, что его философия не соответствует в полной мере христианству,

поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура сохраняет

верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился к

выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские взгляды

и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.

Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением аристотелизма

и августинизма, теории абстракции с теорией "освещения души", рационализма с

мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если источником

познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем более

он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при помощи

экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации двух

древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира. Были

это метафизика света и теория "зародышевых доказательств". Метафизика света

была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла в

том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи, или,

если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей формой

всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету, зависит

и их включение в него. Теория "зародышевых доказательств" служила основой

объяснения развития предметов. Закономерности их развития были бы

непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них. с

самого начала скрыт "зародыш", который определяет развитие предмета и

управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил с

аристотелевской теорией, отождествил "зародыш" с "формами" вещей таким же

образом, как и в, теории света. "Зародышам" он, однако, приписывал

сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина. Он

утверждал, что "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме, откуда они

и вливаются в вещи.

Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего представители

ордена францисканцев сначала во Франции, затем, позже, в английском

Оксфорде.

Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые авторы

аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме на

службе августинской и францисканской теологии.

Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн из

Ла-Рошели, в английском Оксфорде-Адам из Марш, его учениками были

архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один из

выдающихся итальянских деятелей XIII-XIV вв.-поэт Данте Алигьери-также был

весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние и

неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 781;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.