Структуры алгоритмов

 

1. ПРОСТЫЕ КОМАНДЫ

Элементарной структурной единицей любого алгоритма является ПРОСТАЯ КОМАНДА, обозначающая один элементарный шаг переработки или передачи информации. При исполнении алгоритма переработка информации состоит в изменении значений величин, которыми оперирует алгоритм. Все величины подразделяют на постоянные (константы) и переменные. Значение константы не может быть изменено в процессе исполнения алгоритма в отличие от переменных величин, значения которых могут быть изменены. Для обозначения величин используются ИМЕНА, или ИДЕНТИФИКАТОРЫ. Как правило, в качестве идентификаторов используют последовательности букв, цифр и других допустимых символов.

Значение переменной может быть изменено, например, с помощью команды присваивания

<идентификатор>:=<выражение>

Здесь и далее в угловых скобках записываются основные понятия, которые в реальных командах заменяются на конкретные имена и конкретные выражения. Знак присваивания (:=) обозначает указание исполнителю вычислить значение выражения в правой части команды и присвоить это значение переменной, стоящей слева от знака присваивания.

Переменной величине может быть присвоено новое значение и при выполнении исполнителем алгоритма команды ввода, которая предполагает получение исполнителем значения от внешнего источника информации. Например, команда

ввод (x,y,z)

означает получение исполнителем от внешнего источника трех значений, которые должны быть присвоены переменным x, y и z .

Аналогичная команда

вывод (m,n)

означает передачу исполнителем значений переменных m и n внешнему приемнику информации.

Простая команда при графическом способе записи алгоритмов представляется в виде функционального блока, имеющего один вход и один выход, например

команда

 

 

2. СОСТАВНЫЕ КОМАНДЫ

2.1. КОМАНДА СЛЕДОВАНИЯ

Эта команда образуется из последовательности команд, следующих одна за другой. При записи на псевдокоде команды отделяются друг от друга точкой с запятой. При исполнении алгоритма команды выполняются одна за другой в естественном порядке их записи. Для обозначения начала и конца команды следования используются служебные слова начало и конец.

Общий вид команды следования

начало <команда 1> ; <команда 2> ; … ; <команда N> конец ,

где <команда 1> ;<команда 2> ; … ; <команда N> - простые или составные команды. На практике команды, образующие составную команду, записываются в столбец одна под другой.

Служебные слова начало и конец выполняют роль скобок. Их наличие позволяет рассматривать команду следования как одну команду в тех случаях, когда синтаксис языка описания алгоритмов не допускает использования составных команд.

команда1 команда 2 команда N

 

2.2. КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ ( РАЗВИЛКА )

Простейшая форма ветвления – это АЛЬТЕРНАТИВА, где есть два возможных пути и выбор зависит от того, верно или неверно некоторое УСЛОВИЕ

если < условие >

то < команда 1 >

иначе <команда 2 >

Все

 

или при использовании графических схем

 
 


да условие нет

 

команда 1 команда 2

 
 

 


Это так называемая ПОЛНАЯ УСЛОВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Может использоваться и команда ветвления в сокращенной форме – НЕПОЛНАЯ УСЛОВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ (КОРРЕКЦИЯ), когда в случае невыполнения указанного в команде условия никакое действие не выполняется :

если < условие >

то < команда >

Все

или на языке графических схем:

 

 

 
 


да условие нет

 

команда

 
 

 


Часто приходится выбирать не из двух, а из нескольких возможностей. Такую ситуацию называют МНОГОЗНАЧНЫМ ВЕТВЛЕНИЕМ (ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕМ) и записывают:








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 844;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.