Меры экстренного педагогического вмешательства при властном и мстительном поведении
Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и… уверенность в своих педагогических способностях.
Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. И мы как педагоги чувствуем, что для нас поиск эффективных действий — дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться мирно выходить сами и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Результаты сторицей окупят усилия.
Попробуем представить, как происходит извержение вулкана. Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.
Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» — когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение — неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия — разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.
На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные стратегии:
стадия «глухих раскатов» — ищите изящный уход от конфликта, стадия «взрыва и извержения лавы» — используйте технику удаления, стадия разрешения конфликта — установите санкции, сделай выводы.
Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе. Но иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва и извержения. Если это случилось, используйте технику удаления (изоляции ученика от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обоим, и учителю, и ученику, успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения). Удаление (изоляция) — это также время, когда можно научить ученика в будущем делать более подходящий выбор.
Стратегия 1. Ищите изящный уход
На первой стадии — стадии «глухих раскатов» — ученик всем своим видом предупреждает нас, что грядет полновесный конфликт. Мы можем увидеть предупреждение в невербальных составляющих поведения ученика: об этом говорят его мимика и жестикуляция, а также интонации и громкость голоса. Мы можем ощутить приближение конфликта по тому, как ученик улыбается, или по его пренебрежению. Ученик возбужден, и напряжение растет, как давление к паровом котле. Все его поведение — это предупреждения, которые дают нам шанс прекратить противостояние на этой стадии, применив один из изящных приемов, снижающих конфронтацию.
Изящный уход — это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл — каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.
Делая тот или иной изящный ход, способствующий разрядке, следует оставаться насколько возможно спокойным. Ни сарказма в голосе, ни нарочитости, любая оригинальная шутливая или просто неожиданная, нестандартная, шокирующая реакция учителя разряжает атмосферу в классе лучше крика и угроз. Варианты таких нестандартных ответов приводятся ниже.
Признайте силу ученика. Согласитесь, существует иллюзия, будто учитель имеет силу заставить ученика что-то сделать. Можно настаивать и требовать, чтобы Дима, который не хочет учить математику, начал отвечать и делать домашние задания. Можно писать записки родителям и лишать ребенка прав и привилегий, ставить двойки и грозить выгнать из школы, и так — «до посинения». Но пока Дима сам не решит, что ему необходимо учить математику, вы своей цели не достигнете. Вспомните третий закон Ньютона: «Каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие», иными словами, чем больше давление — тем больше сопротивление учеников.
Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, ведь здесь нет ни команд, ни наставлений Означает ли ваше искреннее и мужественное признание, что вы лишились своего авторитета, а ученики вроде Димы теперь могут делать все, что хотят? Абсолютно нет.
Теперь, когда сопротивление начинает спадать, а участники успокаиваются, мы можем перейти к третьей стадии — разрешения. На этом этапе можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.
Признание власти (силы) ученика как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения. И когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации.
Уберите зрителей. Один директор школы рассказал такую историю: «Два здоровенных старшеклассника устроили драку перед толпой учеников у дверей столовой. Проходя мимо, я потребовал, чтобы они немедленно прекратили. Конечно, этого никто не услышал. Тогда я сказал: "Те, кто останется в этом холле еще минуту, будут задержаны здесь до разбирательства".
Толпа рассеялась моментально. Минуту спустя старшеклассники заметили, что зрители дезертировали, и потеряли интерес к драке и друг к другу. После этого я смог пригласить их в мой кабинет для обсуждения вопроса между ними в более мирной обстановке».
Когда другие останавливаются, чтобы посмотреть, кто победит, конфронтация усиливается. Убрать публику с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классной комнате. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение до того момента, когда ученики уйдут. Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он при этом чувствует горячее внимание всего класса), просто скажите: «Саша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Саша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.
Перенесите обсуждение вопроса на потом. Последний урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна выбрала этот момент для своей провокации — она говорит своей подруге так, чтобы слышали все: «Она опять задала такое огромное домашнее задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка поглядывает на вас, глаза остальных учеников устремляются на вас в ожидании реакции. Начни вы сейчас возмущаться — и класс поддержит Анну, а вы придете домой с головной болью.
Оптимальный выход в таких ситуациях — отложить дальнейшее обсуждение этого вопроса до того момента, когда вы будете в состоянии общаться спокойнее. Одной-двух фраз достаточны. Мы можем выбрать время и место для продолжения дискуссии, когда публика разойдется, а мы будем не так переполнены чувствами. Вот несколько примеров фраз, которые эффективно переносят дискуссию:
У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас. Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?») Тебе придется поискать другой способ, Аня! Я не скандалю со своими учениками. Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.
Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше о теме дискуссии не говорите, просто продолжайте урок.
Озадачивайте учеников. Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечаний, лучше всего озадачить ученика. На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировав, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае:
соглашаться с учеником, менять тему.
Техники озадачивания — нечто противоположное популярным в психологии навыкам «активного слушания». Активное слушание подчеркивает важность того, что ученики хотят сказать («Если я тебя правильно понял, ты имеешь в виду…»). Но когда произносимое учеником — словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В этом случае оно неуместно. Гораздо более продуктивно в таких ситуациях поведение, озадачивающее ученика, а не приглашающее его к продолжению разговора. Если ученик действительно хочет поговорить с вами о чем-то, он дождется более подходящего случая.
1. Соглашайтесь с учеником. Когда ученики заявляют нечто способное, по их мнению, вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ними. Это озадачивает. Наше согласие — это отличный способ прекратить сопротивление.
Представим следующую ситуацию.
Лена информирует Елену Ивановну: «Вы — худшая учительница литературы на свете». Та в ответ: «Может быть, ты и права. А сейчас открой свой учебник на странице 217». Если Лена решит продолжать изводить Елену Ивановну, придется соглашаться с ней и дальше, спокойно напоминая, на какой странице находится задание, с которым работает класс. Через короткое время Лена почувствует, что у нее нет власти над Еленой Иванов ной, чтобы включить ее в свою «игру в скандал», и она прекратит выходку.
Вот какую историю рассказала одна молодая учительница.
Один из ее учеников частенько применял такой прием: когда учительница решала, кого вызвать к доске, ведя ручкой по списку фамилий, он задавал неожиданный вопрос, стремясь отвлечь внимание учителя от этой волнительной процедуры. Однажды, когда ручка неумолимо приближалась к его фамилии, он громко спросил: «Елена Геннадьевна, а почему у вас усы растут?» Не отрываясь от журнала, Елена Геннадьевна равнодушно и как бы, между прочим, ответила: «Наверное, кальция много в организме». И уже громко: «Так, к доске пойдет…»
2. Меняйте тему. Если мы отвечаем на словесный вызов, меняя тему, мы можем прекратить конфликт. Например, Елена Ивановна могла бы ответить на вызов Лены, спросив ее, смотрела ли она вчера по телевизору передачу «Поле чудес». Если Лена продолжит нападки, учительница может спросить, не слышала ли Лена, какая погода будет завтра. Или можно рассказать шутку. Именно так следует реагировать вновь и вновь, пока Лена не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит.
Словесные выходки учеников больно задевают нас, и мы не прощаем им этого, так как зачастую не знаем, как отразить словесные атаки. Ученица хорошо знает, что ее слова глупы и обидны. Но лекция на тему «Почему ученики должны уважать учителей» только продлит период конфронтации. Наша цель иная — прекратить выходку и снять напряжение. Если мы сделаем это быстро в одной из техник озадачивания, нам не нужно будет искать способы избавиться от ученика, дошедшего до стадии «извержения лавы».
Стратегия 2. Используйте технику удаления (временной изоляции) ученика
Если конфронтация не закончилась на первой стадии — будьте начеку! Взрыв близится. И здесь самым мудрым будет увести скандалиста от конфликта и зрителей как можно быстрее. Для этого существуют техники временной изоляции, подобно тому как в футболе или хоккее существует санкция удаления на несколько минут или до конца игры для нарушителей правил. Все они включают изоляцию одного ученика от остальных. Серьезность проступка определяет, на какое время и куда именно изолируется ребенок.
Ниже представлены техники изоляции по мере возрастания их строгости. Сразу отметим, что совершенно правы те, кто запрещает удалять детей в коридор или «в никуда».
Удаление в пределах классной комнаты. Если это ваш собственный класс, вы можете оборудовать его таким образом, чтобы в нем нашлось заранее приготовленное для изоляции место где-нибудь за шкафом или за пианино, можно просто отгородить его ширмой или доской. Это должен быть небольшой пятачок вне поля зрения остальных учеников. В крайнем случае, место можно отгородить обычной партой.
Удаление в другие классы (кабинеты). Если в школе есть параллельный класс или класс старше, можно, договорившись заранее с коллегой, привести бунтовщика туда. Ученики параллельного класса скорее всего не сумеют выполнить роль зрителей, ведь они не очень хорошо знают «бунтовщика» и могут просто игнорировать его. Это может заставить ученика угомониться. При этом не рекомендуется помещать ученика в класс к младшим ученикам.
Удаление в специальное помещение. Существует интересный опыт в некоторых американских школах — специальное помещение для изоляции нарушителей от одноклассников. Это обычная комната, а не официальное место, типа кабинета директора.
Изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в самом крайнем случае. В учительской или кабинете завуча (директора) на ученика, вероятнее всего, никто не обратит внимания. Однако может случиться так, что для нарушителя это будет скорее подарком, чем наказанием. Поэтому пользоваться этими помещениями следует лишь в том случае, когда нет возможности для использования других мест или когда проступок столь тяжел, что другого выхода нет — нужны немедленные действия.
Удаление с применением силы. Как вести себя с учениками, которые не хотят подчиняться и уходить с места событий? Есть два способа:
Предложите им выбор. Вызывайте команду «Кто?».
1. Предлагайте ученикам выбор. Когда мы говорим ученику, что он «должен немедленно что-то сделать» — мы тем самым усиливаем его сопротивление. Более эффективным будет дать ему возможность выбора: «Вася, что тебе больше нравится - сидеть спокойно, не приставая к Ольге, или пойти посидеть в 7-й "Б"? Выбирай».
Если Вася согласится вслух вести себя прилично, но будет продолжать свое, учитель может сказать: «Я вижу по твоему поведению, что ты выбрал 7-й "Б". Пожалуйста, отправляйся». Никаких вторых шансов! Пришло время действий, а не слов.
Этот прием всегда прекращает конфронтацию, потому что мы не командуем, не требуем и не ругаем. Мы просто производим обязательные специфические действия, чтобы прекратить
непослушание. Мы не заставляем учеников уйти, они делают выбор, осознавая, что за него придется нести ответственность: либо сами уйдут, выбрав это, либо выберут другое: «перестанут плохо вести себя».
Предоставляя выбор, вы формируете чувство ответственности за свои решения: выбрал продолжать — уходи. В следующий раз сделаешь более правильный выбор. Единственный случай, когда этот прием нельзя использовать, — если поступок ученика так безобразен или опасен, что нарушитель должен быть удален из комнаты немедленно.
Если вы чувствуете себя загнанным в угол в прямом смысле слова, вызывайте команду «Кто?».
2.
Вызывайте команду «Кто?». Раньше или позже каждый учитель сталкивается с учеником, который является непокорным на сто процентов. «Вы меня не заставите уйти», «Вы мне ничего не сделаете» — как бы говорит этот детина, возвышаясь над учителем. Тогда учитель должен предложить следующий выбор: «Ты предпочитаешь уйти сам или желаешь, чтобы я попросила кого-то помочь тебе уйти?» Хочется верить, что в вашей педагогической практике таких случаев не встретится или они будут крайне редки и что вам не придется прибегать к посторонней помощи, чтобы избавиться от опасного для окружающих нарушителя.
Вот какой опыт используется для этих целей в некоторых американских школах. Каждая школа назначает пару сотрудников — кого-нибудь сильного и уверенного: администратора, учителя или воспитателя. Этот отряд и есть команда «Кто?». Он формируется из добровольцев или по графику. Когда учитель вызывает команду «Кто?», двое сильных мужчин входят в класс и задают только один вопрос: «Кто?» Учитель указывает на ученика, и его быстро уводят. Однажды увидев, как их могут вывести, ученики вряд ли будут пробовать еще. В том числе и те, кто остался в классе. Этот спецотряд вызывают и тогда, когда учителю угрожает физическая расправа от учеников. Это уже не время изящных выходов или смены темы разговора. Прежде всего — безопасность. Отряд «Кто?» выводит нарушителя молча. Оскорбления и побои категорически запрещаются. Просто вынос тела из класса.
Сама идея изоляции не предполагает заточения ученика на часы, скорее — это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим школьникам достаточно 5 минут, а старшим или злостным нарушителям можно установить срок от 15 до 30 минут. Можно действовать и по-другому: предложите самому ученику установить срок, сказав, что он может вернуться в класс, когда будет готов вести себя прилично.
Если нарушение поведения повторяется и после удаления, следующая изоляция удлиняется уже без обсуждения его сроков с учеником. Если и.после второго удаления ученик нарушает поведение, попробуйте другое место изоляции и используйте приемы третьей стадии (стадии санкций) в дополнение к приему удаления (см. эту главу далее).
Некоторые учителя требуют, чтобы и в изоляции ученик решал задачи или читал учебник, другие считают это не обязательным. Если продолжительность изоляции более 5 минут, наверное, лучше дать ученику задание, ведь незанятые руки и головы могут вновь доставить вам хлопоты.
Стратегия 3. Устанавливайте санкции
Все в этом мире имеет свои последствия: уронили стакан с молоком — вытираете лужу, дотронулись до горячего утюга — лечите ожог и т.д. В мире людей этот закон может быть сформулирован так: за все в жизни приходится платить. Нарушения поведения также имеют свои последствия, или свою расплату. Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Мы можем заранее сами установить определенные последствия каждого конкретного нарушения поведения или попросить учеников сделать свои предположения об этом. Ученики включаются в этот процесс рассуждения, и с ними тогда легче найти взаимопонимание. Ученики должны научиться думать о последствиях. Тогда они научатся в определенных, конкретных обстоятельствах каждый раз выбирать наиболее подходящее поведение. К тому же, задумываясь о последствиях, они становятся более взрослыми.
Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о «расплате» (санкции), будет форма «когда… то…»
«Когда ты делаешь это (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».
Формула: «Если бы ты не…, не случилось бы…» — хуже, так же как и содержащая угрозу формула: «Если ты сделаешь…, то я сделаю…»
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1704;