Церковная романская архитектура.
Первоначально на месте собора существовала небольшая церковь, построенная во времена саксонских королей Англии. Строительство грандиозного собора в Кентербери началось после норманнского завоевания. Инициатором строительства выступил епископ Ланфран, духовник короля Вильгельма Завоевателя, основателя норманнской династии английских королей. Преемники Ланфрана существенно изменили первоначальный проект, расширив восточную часть храма.
В 1170 году слуги короля Генриха 2 убили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета в его собственном соборе. Они зарубили его прямо на алтаре. В 1173 году, как только Бекет был канонизирован папой, началось паломничество к его могиле.
В 1174 году, через четыре года после убийства Томаса Бекета, этот собор сгорел.
Реконструкция хора повлекла за собой разработку архитектурного проекта, какого в Англии не видели уже много лет. Поначалу монахи кафедрального монастыря в типично английском духе хотели сохранить то, что осталось от старого здания. Однако они всё же оказались восприимчивы к новым веяниям и устроили конкурс среди архитекторов. Победил француз – Вильям из Санса.
Вильямсу удалось разместить новое здание собора в границах старых стен, только удлинив при этом хор. В результате в Кентербери появилась первая из готических пристроек к хору, позднее она стала часто встречаться в образцах английской храмовой архитектуры. Однако в других отношениях монахи остались бескомпромиссны. Они потребовали сохранить в неизменном виде романскую крипту, а это предопределило размеры интервалов между опорными столбами в хоре над ней. Как и в старом здании, круглые в плане опорные столбы следовало чередовать с квадратными. Новый центральный неф не должен был превзойти по высоте старый, а в верхнем ярусе нефа требовалось сделать традиционный коридор. И всё же Вильям из Санса приложил все усилия, чтобы создать собор по образцу французского, в стиле, принятом на его родине.
В западном хоре для монахов он по возможности уменьшил толщину и увеличил высоту опорных столбов, чтобы добиться изящных, вытянутых по вертикали пропорций.
Кроме того, зодчий придал новую форму многим пилястрам, распорядившись высечь их из тёмного мрамора, как это было принято на северо-востоке Франции.
Ещё Вильям сконструировал шестилопастные нервюрные своды французского типа, опорой для них послужили аркбутаны довольно незначительной толщины.
В восточном трансепте он позволил себе зайти дальше в своих экспериментах и увеличил число пилястров, которые окружали опорные столбы.
Однако затем случилось несчастье. В 1178 году Вильям упал со строительных лесов, и ему пришлось вернуться во Францию. Проект завершил его тёзка-англичанин.
Англичанин Вильям возвел на месте апсиды старого собора капеллу Святой Троицы – “Капеллу Бекета”. Южная башня была завершена в 1460 году, а северная - только в 1832 году. За время своего долгого строительства собор отразил все этапы развития готической архитектуры в Англии. Самая старая часть - восточная, в которой сохраняются романские черты. Западная часть собора возведена в 1390-1411 годах. Длина собора составляет 160 метров.
Композиция здания очень сложна, она состоит из большого числа следующих друг за другом помещений. Собор окружен пристройками, поэтому снаружи не производит цельною впечатления. Над множеством разновременных построек царит огромная четырехгранная башня над средокрестием Еще две башни возвышаются над собором с западной стороны. Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух сторон стройными колоннадами. Капители колонн покрыты орнаментом “плетенка” - любимый мотив средневекового искусства. Огромные стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов - одни из самых высоких в Англии. Завершает храм с востока небольшая круглая капелла “Венец Бекета”. Она названа так в честь венца, сброшенного с головы Бекета его убийцами.
Центральный неф
Одна из первых в мире мастерских по реставрации витражей появилась в Кентербери в начале XIX века. Надо сказать, работы для них было немало.
Улица около собора
Среди зданий Кентербери есть свои знаменитости. Например, в отеле "Солнце", построенном в XV веке, останавливался Чарльз Диккенс во время своих путешествий по графству Кент.
Чайная Маленького Тима - знаменитый дом с привидениями. Во время реставрации в одной из комнат были найдены зубы и локоны 186 детей, разных поколений одной и той же семьи. А в камине обнаружили целую коллекцию детских ботинок XVI века. После того, как эти артефакты были отправлены на исследования, рабочие стали замечать странные вещи - неожиданные снижения температуры внутри здания, звуки шагов на лестнице, а также детский шёпот и пение. Сегодня любой посетитель может подняться в комнату на чердаке на свой страх и риск и убедиться в наличии (или отсутствии) призраков. Кроме того, в одном из гостевых туалетов есть очень необычный пожарный выход - люк в полу, ведущий на нижние этажи. Хотя этот выход не является официальным и отсутствует на плане эвакуации здания, им можно с успехом воспользоваться в случае пожара.
Остроконечные башенки собора видны практически отовсюду.
Церковная романская архитектура.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 803;