Обращения септаккордов

Всякий септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 6/5, расположенными по вертикали), терцквартаккорд (4/3) и секундаккорд (2).

Соответствующие видам аккордов цифровые обозначения добавляются справа внизу к обозначению ступени или функции аккорда (например: D6/5, II4/3, Т2 и т.д. ).

Обращения септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх (остальные звуки при этом остаются на месте), начиная с основного вида аккорда:

D7 D6/5 D4/3 D2

Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас (то есть тон, находящийся в нижнем голосе), септима и прима. Именно они при их элементарном расположении и определяют вид и наименование каждого из обращений:

6/5 4/3 2

Так, в первом обращении между басом и септимой образуется интервал квинты, а между басом и примой, — интервал сексты. Отсюда и возникло название «квинтсекстаккорд».

Во втором обращении между басом и септимой образуется интервал терции, а между басом и примой — кварты, что и породило термин: «терцквартаккорд».

В третьем обращении в нижнем (басовом) голосе находится септима, а между ней и примой образуется интервал секунды, поэтому, данный вид называется секундаккордом [Приведенные выше названия обращений септаккордов, по сути дела, являются сокращениями более длинных и «тяжеловесных» определений, полностью отражающих структуру каждого вида, которые выглядели бы (считая от баса) следующим образом: 1) (терц) квинтсекстаккорд, 2) терцкварт (секст) аккорд, 3) секунд (квартсекст) аккорд.]

Если в основных видах септаккордов все звуки бывают расположены только по терциям, то в обращениях обязательно появляется секунда (обращение септимы), местоположение которой в аккорде при элементарном расположении звуков может служить одним из ориентиров при определении аккорда на слух. Так, в квинтсекстаккорде секунда всегда находится вверху, в терцквартаккорде — в середине, а в секундаккорде — внизу (см. вышеприведенные примеры).

В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается (снизу вверх) следующим образом:

квинтсекстаккорд — терция, терция, секунда
терцквартаккорд — терция, секунда, терция
секундаккорд — секунда, терция, терция

Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится в прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда.

Порядок следования (снизу вверх) тонов аккорда в обращениях при тесном расположении будет таким:

в квинтсекстаккорде — терция, квинта, септима, прима
в терцквартаккорде — квинта, септима, прима, терция
в секундаккорде — септима, прима, терция, квинта

При широком или смешанном расположениях три верхних голоса могут быть расположены и по-иному, однако в любом случае в квинтсекстаккорде в басу всегда находится терцовый тон, в терцквартаккорде — квинтовый тон, а в секундаккорде — септима септаккорда:

Список литературы

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., 1986.

2. Вахромеев В.В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

4. Курс теории музыки/Под ред. А.Л.Островского. Л., 1978.

5. Павлюченко С. Елементарна теорія музики. К., 1980.

6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М., 1973.

7.Занимательная теория музыки Автор: Г. Виноградов, Е. Красовская Издательство: Советский композитор ,1991.

8.Побережна Г.І., Щериця Т.В. Загальна теорія музики: Підручник. – К.: Вища школа, 2004

9.Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.,1983.

10.Музыкальная энциклопедия. Тт. I-VI М.,1973-1982.

11.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.,1970.

12.Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1985.Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Сб. статей по методике преподавания/Сост. Б.Незванов. Л.,1977.

13.Энциклопедический музыкальный словарь. М.,1966.

14.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,1971.

15.Берков В. О формообразующих средствах гармонии. М.,1971.

16.Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.,1979.

17.Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.,1972.

18.Смаглій Г.А., Маловик Л.В. Основи теорії музики: Підручник. – Х.: «Факт», 2005

Тема №3: АККОРДЫ И СОЗВУЧИЯ

План.

1. Нонаккорды. Разновидности нонаккордов

2.Обращения нонаккордов

3. Ундецимаккорды и терцдецимаккорды

4. Аккорды с квартовой структурой

5. Ладовое положение и разрешение аккордов

Содержание

Созвучие, состоящее из пяти звуков, расположенных (иди могущих быть расположенными) по терциям, называется нонаккордом.

Нонаккорд образуется в результате прибавления к септаккорду сверху еще одной терции (большой или малой); при этом между основным тоном и верхним звуком возникает, соответственно, интервал большой или малой ноны, который и дает наименование всему аккорду в целом. Обозначается нонаккорд цифрой 9, выставляемой внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда (например: D9).

В зависимости от внутренней интервальной структуры (которая обозначается в скобках) образуются двенадцать разновидностей нонаккордов:

большой мажорный нонаккорд с большой септимой (б. 3 + м. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть б.5/3 + м. 5/3

большой мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. З + б. 3), то есть б. 5/3 + ум.5/3

малый мажорный нонаккорд с малой септимой (б. 3 + м. 3 + +м. 3 + м. 3), то есть б.5/3 + ум. 5/3.

большой минорный нонаккорд с большой септимой (м.З + б. 3 + +б. 3 + м. 3), то есть м.5/3 + б. 5/3

большой минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + +м. 34-6. 3), то есть м.5/3 +м. 5/3

малый минорный нонаккорд с малой септимой (м.З + б. 3 + ч-м. 3 + м. 3), то есть м.5/3 + ум. 5/3

большой нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3+ +б. 3), то есть ум. 5/3 + ув. 5/3

малый нонаккорд с уменьшенной квинтой (м. 3+м. З + б. 3 + +м. 3), то есть ум. 5/3 + б. 5/3

малый нонаккорд с ум. 7 (м. 3 + м. 3 + м. З + б. 3), то есть ум. 5/3 + м. 5/3

большой нонаккорд с ув. 5 (б.З + б.З+м.З+м.З), то есть ув. 5/3 + ум. 5/3

увеличенный нонаккорд с ув.5 (б.З + б.З + м.З + б.З), то есть ув. 5/3 + м. 5/3

увеличенный нонаккорд с ч.5 (б.З+м.З+б.З + б.З), то есть б. 5/3 + ув.5/3








Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 754;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.