Барбизонцы.
!830-1860-е гг. – время формирования во Франции реалистической пейзажной школы. Она опирается на опыт пейзажистов XVII в. творчество англичанина Констебля, французов Т. Руссо, Дюпре и других. Художники часто работали в окрестностях Барбизона – небольшой деревушки рядом с Парижем. Потому художников и стали называть барбизонцами. Один их них, Шарль Франсуа Добиньи, светлые краски наносил тонким слоем, чаще писал не леса, а открытые пространства – поля, берега реки Уазы. Барбизонцы работали на пленере, выполняя этюды и рисунки болот и озер, лесов и полей. В мастерской они писали картины, обобщая впечатления от натуры.
Особняком от барбизонцев стоит Камиль Коро (1796-1878). Он пишет в разных районах Франции. Сюжеты его картин – природа в тихие часы заката и восхода солнца, когда очертания предметов зыбки, а над гладью реки и озер стоит туман. Краски мягко, постепенно переходят одна в другую, образуя серебристо-серую тональность. Несколько всплесков голубовато-синих и красно-коричневых тонов оживляют эту гамму. Коро вводит в пейзаж архитектуру в виде развалин памятников средневековой Франции. Камиль Коро чувствителен к изменениям цветовых эффектов, отражениям в воде, плавным движениям воздуха. Его картины помогут импрессионистам, в частности Сислею и Моне, найти себя.
Реалистическое направление в живописи связано еще с тремя известными художниками – Милле, Домье и Курбе.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875) в своих картинах и графических листах рассказывает о различных занятиях Крестьян. Его герои собирают хворост, прядут шерсть, сбивают масло, пашут землю, набирают воду из колодца. Они сосредоточены на своем занятии, действуют в природе, оживляя, одухотворяя и являясь частью ее. Художник говорил, что стремился «писать так, чтобы заставить повседневное служить выражению великого». «Моя программа – это труд», - говорил художник. Он родился в семье крестьянина. В возрасте 23-х лет прибыл в Париж для учебы живописи. Он часто посещал Лувр. С годами он все больше увлекался рисунком, офортом, пастелью. В 35 лет он переселился в Барбизон. Мастер рано вставал, трудился в саду, затем работал над картинами. Художник видел свое место в искусстве и никогда не думал, что его картины найдут такой отклик у зрителей («Человек с мотыгой», «Собиратели хвороста», «Сборщицы колосьев», «Сумерки», «Вечерний звон»).
Густав Курбе (?-1877) был вовлечен в революционные события 1848 г. После подавления восстания он уезжает в Орлеан. Художник много трудится, его называют «мастером из Орлеана» («Послеобеденный отдых в Орлеане», «Дробильщики камня», «Расстрел»). Живые лица детей и маски на лицах взрослых изображает художник на картине «Похороны в Орлеане». В дни революции 1871 г. Курбе становится Президентом Федерации Парижских художников (около 400 членов). В период реакции его сажают в тюрьму.
Оноре Домье (1808-1879) или, как звали художник, месье Домье много работал. Нарисованные им карикатуры появлялись в журналах, их выставляли в витринах магазинов. Художник как бы вел протокол жизни парижских обывателей, показывал их мелкие радости, самоуверенные и жалкие манеры, желание казаться умнее, красивее, обаятельнее. За картину «Гаргантюа», где он изобразил прожорливого великана с лизом короля Луи Филиппа, глотающего золото, его заключили в тюрьму. После освобождения из тюрьмы он продолжает рисовать министров, чиновников, депутатов. Его карандаша боялись. Постепенно художника все более привлекает живопись. Он пишет картины небольших размеров, стремясь соприкоснуться с глубинной сутью жизни. Работы показывают обычные действия. Любитель гравюр перебирает картины. Судья проходит по коридору дворца юстиции. Картины – это сгусток впечатления, где остается только существенное («Прачки», «Вагон третьего класса»).
ЛЕКЦИЯ
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 666;