Политическое и правовое учение Б. Н. Чичерина.

 

Чичерин (1828-1904гг.)- деятель либерального движения в России. Принадлежал к старинному русскому роду. Обучался в Московском Университете на юридическом факультете. На него оказал сильное влияние его наставник – профессор московского университета Грановский. По рекомендации Чичерина в ТГУ приехал преподавать профессор Михайловский. Занимал пост Московской Городской Главы. Его перу принадлежат труды по государству и праву, истории политических и правовых учений. Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитез, синтез) заменил логической схемой из 4-х элементов, в результате чего образовался круговорот из 4-х начал. В общественной жизни различал: власть, закон, свободу, общественную цель.

В общежитии различал 4 союза:

семья (первоначальное единство)

гражданское общество (союз стремления к единству)

церковь (носитель нравственного закона)

государство (верховный союз людей, образующий единое и самостоятельное целое)

По Чичерину, область права – это внешняя свобода. С помощью критерия справедливости и равенства, он проводит деление на уравновешивающую правду с формальным равенством (признание за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенства прав как юридически возможных действий) и правду распределительную с пропорциональным равенством (правами и свободами распоряжаться в соответствии со способностями и заслугами). Первая область- частного права. Вторая - публичного. В центре учения - личность со своими правами и свободами, из чего он выдвинул принцип: не лица для учреждений, а учреждения для лиц.

Право делил на объективное и субъективное. Субъективное – законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право – сам закон, определяющий свободу, устанавливающий права и обязанности людей. Оба понятия неразрывно связаны. Соотношение права и нравственности: право устанавливает внешнюю деятельность, внутренняя же регулируется нравственностью. Но ! Право не есть низшая ступень нравственности, т.к. такое понимание уничтожило бы свободу.

Соотношение общества и государства: эти понятия не совпадают ни по объему, ни по содержанию. Общество образуется от соединения различных единичных воль и не приобретает организационного единства. Общество более устойчиво, чем государство, т.к. частный быт охватывает человека всецело. Поколебать традиции гораздо труднее, чем изменить государственный порядок, образующий вершину общественного здания. Не подлежит сомнению и независимость общества от государства.

Он создал свою теорию государства. Государство в его понимании – союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Элементы государства – верховная власть, закон, свобода, общая цель.

Каждый народ в своей истории не ограничивается в установленной политической форме. С изменением жизненных условий, изменяется и форм государства. Высшей стадией развития идей государства является конституционная монархия, монарх в которой различает начала общежития, приводящие к идеальному единству: монарх - представляет начало власти, народ- начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона. Все эти элем должны действовать для достижения общих целей. Власть монарха ограничивается 2-х палатным парламентом. Верхняя палата состоит из крупных землевладельцев, нижняя - из народных представителей. Должности избираются на основ имущественного ценза т.к. у богатых более широкий кругозор, а бедным нечего терять. Нижняя палата наделяется правом вотирования бюджета, правом контроля за исполнением закона.

В судебной власти играют роль все 3 силы: глава государства назначает судей; представители народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностное преступление. Таким образом, он считал, что конституционная монархия без коренного изменения может приспособиться к народной жизни. Политический выбор рассматривается как высшее развитие личных свобод и их единственная гарантия. Ценность конституционной монархии состоит в возможности расширения демократического элемента без потрясений господствующего класса. Он критикует существующее правление в России, считает его тормозом развит т.к. власть ничем не ограничена. Основным его достижением стало создание либерально-консервативного направления политико-правовой мысли в России. Чичерин враждебно относился к социалистическим теориям.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1216;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.