Идентификация с ролью и статусом
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.
Максимальное слияниес ролью называетсяролевой идентификацией,асреднее или минимальное — дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают.
Другие предпочитают свободную одежду — свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно — сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы — члены одного общества, коллеги, равные.
Дистанцирование от роли надо отличать отсокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор — не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент — ниже.
Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называетсяфамильярностью — неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.
Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует обочень низком уровне идентификации человека со своим статусом.
Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.
Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т. д., — являются личностно не значимыми для человека.
Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко — как внутренняя трагедия.
Мужчина — производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.
Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности — самоуважение и самооценка.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково — с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами — носителями разных, но функционально связанных статусов.
Латинское словоpersona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.
Стало быть,социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.
Ключевые понятия:
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 625;