Схема 5
Когда ребенку предоставляется «свободный выбор», то никак не подразумевается, что данный выбор будет производиться на уровне дикости, невежества или импульсивности натуры человека. Этот выбор производит человек, поднявшийся на уровень осмысления проблемы жизни и решения этой проблемы на уровне истинных ценностей, то есть, в контексте современной для него культуры и на основании накопленного человечеством практического опыта. Педагог предоставляет «выбор» ребенку — вооружая его достижениями культуры, и никак иначе. С такой точки зрения технологическая карта есть серьезное подспорье педагогу для реального «введения ребенка в контекст культуры».
Включение технологической карты в структуру профессионального сознания обеспечивает действительное сопряжение свободы выбора ребенка, с одной стороны, и — приобщение его к культуре, с другой стороны, ибо выбор он станет производить на высоком уровне достижений культуры, а не на низком уровне дикой натуры.
Приведем некоторые иллюстрации из практики школьного воспитания.
Наш весельчак Дима неудачно пошутил в адрес учительницы русского языка. Получилось оскорбление дамы, нами всеми любимой. На классном часе ставим вопрос «Этично ли шутить с учителями?» Разговор идет по трем руслам: 1) как больно ранит человека слово; 2) как нежно прикасаться к человеческой душе? 3) как быть, когда доставил боль другому человеку? Про поставленный вопрос забыли. Конечно же, шутить можно с любым человеком - это даже не обсуждалось. Главное здесь вот в чем: у любого человека есть душа, как у тебя, поэтому надо быть очень внимательным к ее состоянию... Серия бесед потянулась вслед за этим классным часом: «Умение видеть Другого», «Искусство слышать Другого», «Страдание - сторожевой крик жизни»...*.
* Рассказывает Галина Викторовна Сизяйкина, педагог школы поселка Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа.
Чтобы технологическая карта педагога стала рабочим его инструментом, гарантирующим формирующее влияние педагогического воздействия, педагог должен обладать, во-первых, достаточно высокой способностью к абстракции (чтобы за фактом увидеть явление, за явлением ценность жизни), во-вторых, достаточно гибким умением «распредмечивать» предметный окружающий мир (чтобы выявить скрытую ценность жизни в конкретном объекте), и, в третьих, обладать технологией предъявления педагогического требования (чтобы практически реально воплотить «здесь и сейчас» декларируемые ценности и провозглашаемые социальные нормы и правила жизни).
Представим, что в поле внутреннего зрения педагога расположилась технологическая карта воспитания. Посмотрим, как она станет руководить профессиональными действиями педагога.
...Милитина Николаевна Шебалкина ведет занятия «Байкал и его проблемы». Вместе с учениками выявляет объективное уникальное значение для человечества этого озера. Рассматривают факты экологического преступления неразумной производственной политики государства. Вчитываются в новые материалы, заявление президента об изменении положения по сохранению этой жемчужины природы. И вместе решают пока воздержаться от обращения к президенту с призывом запретить варварское обращение с Природой, которое они собирались посылать как граждане Земли*. Здесь явственно проступают три основных объекта внимания: истина, идея и опыт. Дети обретают истину, проживают вполне определенное ценностное отношение и включаются в реальное содействие по сохранению ценности жизни.
* Шебалкина Милитина Николаевна, педагог школы № 3 г. Сходня Московской области.
Отметим следующее: занятия ведутся естественно, логично, легко и заинтересованно. Здесь нет и капли хитроумных воздействий, нет ничего придуманного, но есть течение реальной жизни детей, которые изучают окружающий мир, проживают отношение к миру, и практически выражают свое «Я», входя во взаимодействие с миром.
«Истина», «идея», «опыт» выступают как некое единство постигаемого в жизни человеком и как основа для самостоятельного конструирования субъектом собственной жизни. Свободный выбор есть выбор сознательный, осмысленный, сопровождаемый проекцией последствий выбора. Добавим: и не есть выбор дикаря, не понимающего последствий того, что он избирает. Когда современная теория воспитания провозглашает свободу выбора как принцип воспитания ребенка, то следует иметь в виду, что такой принцип реализуется (чтобы взойти на гребень современных достижений культуры) в контексте интенсивного постижения подрастающим ребенком гуманистических основ жизни и напряженной духовной работы по осмыслению образа жизни, достойной человека и, в частности, собственной персоны.
Способность отдавать отчет в собственной жизни (как способность быть философом, по образному определению М. Мамардашвили) рождается в процессе философического воспитания — такого типа воспитания, когда осмысление происходящего в действительной жизни детей организуется на уровне ценностного обобщения, выявления в конкретных событиях, эпизодах, предметах, вещах и действиях общих свойственных жизни явлений и на уровне раскрытия закономерностей протекания данных явлений в жизни человека, а следовательно, влияния их на жизнь каждого человека.
Подход, выраженный в данной характеристика воспитания, обеспечивает становление личности ребенка как субъекта деятельности и собственной жизни. Так создание технологической карты воспитания преобразуют характер воспитательного процесса, придавая совместной деятельности педагога и детей философическую направленность.
Философическое воспитание объективно обеспечивает реальность свободного выбора воспитанника - достойного свободного выбора, который преобразуется в неотвратимый воспитательный результат и поведенческую характеристику воспитанника.
Выразим сказанное в сжатом виде:
• если знания формируются на уровне истины,
• если ценностные отношения проживаются на уровне идеи,
• если практические действия конструируют ценностный опыт,
• то свободный выбор воспитанника есть следствие его духовных и практических новообразований в момент взаимодействия с педагогом, в процессе совместной организованной педагогом деятельности.
...Когда дети сознают, что свободным и счастливым можно стать, лишь овладевая объективными истинами жизни, постигая смысл событий, когда они научаются ценить человека за его сущностные черты, отличающие его от животного, в частности, за способность быть homo sapiens, и когда их обогащают практическим опытом учебного труда, то проблема неуспеваемости аннулируется, испаряется и проблема недисциплинированных учеников.
Таким образом, свободный выбор как проявление гуманистической позиции по отношению к воспитаннику, предъявляет педагогу не пассивное наблюдение за производимым выбором, а активное содействие истинно свободной духовной деятельности по осмыслению своей общей жизненной позиции и смыслового содержания конкретного действия «здесь и сейчас».
Размещаем мысленно технологическую карту перед своим внутренним зрительным полем... Рассказывает японская студентка по имени Михо (сохраняем строй речи):
Один раз на семинаре все говорили «шиян...шиян...». Я не понимала, о чем они говорят, открыла словарь и стала искать это слово. Одна девушка спросила, что я ищу в словаре. Я отвечала: «Смотрю слово «шиян». Она тогда сказала всем: «Эй, слушайте, Михо ищет в словаре слово «Шиян»! Все стали хохотать...Мне было обидно и стыдно. Потом я узнала, что это имя преподавателя.
Теперь, зная технологическую карту воспитания, я не так бы растерялась, и не было бы так больно. Я бы сказала: «Как жаль, что вы не понимаете, как трудно, усваивать русский язык, как обидно, когда над тобою смеются, и какой горький опыт я получила, после которого не хочется быть открытой для людей...»
Сейчас я думаю уже, что это веселая история...*.
* Утия Михо, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина.
* * *
Итак, технологическая карта воспитания - это Профессиональный выход на формирование профессиональных навыков, позволяющих производить ряд профессиональных операций на уровне автоматизма, а следовательно, в большой степени облегчить профессиональную работу педагогу; педагогическая деятельность при опоре на технологическую карту гарантирует содержательность каждого педагогического акта воздействия на детей, а значит, обеспечивает наполнение ценностным содержанием каждый акт взаимодействия педагога с детьми; наконец, технологическая карта разрешает одно из важнейших противоречий в воспитательной работе педагога: ребенок не может понять, что требования педагога необходимы ему для будущей жизни, ребенок хочет жить в сегодняшней жизни, — апелляция к технологической карте воспитания снимает данное противоречие, трактуя конкретную реальную деятельность ребенка с позиций жизненной значимости.
Вопросы для углубленного осмысления
1. Вы входите в класс. Перед вами в поле вашего внутреннего зрения технологическая карта воспитания. Что и как говорите детям?
2. Во время занятий с детьми открылась дверь — незнакомый человек на пороге. Воспроизведите технологическую карту в поле вашего внутреннего зрения. Как реагируете?
3. Вы полагаете, что во время концерта в школьном зале должна быть тишина. Если вновь перед вашим сознанием технологическая карта воспитания, - как объясните детям ваше пожелание?
4. Ваши ученики собрались, чтобы продумать праздник Последнего звонка. Что скажете ученикам в помощь, если технологическая карта опять возникла в поле вашего внутреннего зрения?
5. Как реагируете на смену времен года (весна на пороге; осень пришла; зима вступила в свои права; лето кружит головы), если каждый раз в поле вашего внутреннего зрения возникает технологическая карта воспитания?
6. Проследите, поможет ли вам технологическая карта воспитания во взаимоотношениях со взрослыми людьми. Когда кто-то доставит вам некоторые неудобства, воспроизведите карту в поле вашего внутреннего зрения: ваша реакция?
7. Потренируйте свое мышление в умении «распредмечивать» окружающие вас объекты: вот авторучка, а вот блокнот, а там лежит шляпа, а вот здесь мыло... Какие наивысшие ценности представительствуют данные предметы?
8. Какая истина прячется за такими традиционными формами жизни, как умывание лица, уборка квартиры, приветствие человека при встрече с ним, оказание помощи другому, запрет на чтение чужих писем? Продолжите эту линию размышления.
9. Предположим, мы поссорились с близким человеком (только с близкими мы и позволяем себе подобное). Воссоздадим технологическую карту воспитания в нашем сознании. Не стало ли теперь ясным, что делать нам дальше?
10. Вспомните момент, когда вам не хотелось идти на занятия... Представьте, что он сейчас повторился — что происходит с вами, если вы вновь воспроизведете в сознании технологическую карту воспитания? Что говорите и что делаете?
Раздел 2. СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 930;