Культурные традиции народов, которые населяли территорию Украины в древности
В конце II — начале I-го тыс. до н. э. степи Украины населяли киммерийцы — древнейший в Восточной Европе народ, название которого сохранилось в письменных источниках.
Ранним киммерийцам были известны постоянные жилища, они знали земледелие, однако уже в конце X в. до н. э. они стали кочевым народом, и разводили в основном лошадей. Все упоминания в древних письменных источниках о киммерийцах связаны с их военными походами. Они были хорошо вооруженными воинами (железные мечи и кинжалы, луки и стрелы, молоты и булавы, однако считают, что собственной металлургической базы они не имели и пользовались железом, добытым соседними племенами). Археологические памятники, оставленные киммерийцами на территории Украины это, в основном, курганные захоронения воинов с оружием и конским снаряжением.
В конце VII в. до н. э. киммерийцев вытеснили скифы, пришедшие с Востока.
Скифы — ирано-язычные племена. В начале их истории — война с киммерийцами, которые были вытеснены. Известны скифы — кочевники, скифы — земледельцы и царские скифы. У скифов была высокая для того времени материальная культура. Памятниками скифского времени на территории Украины являются Басовское, Бельское, Каменское, Немировские городища, Солоха, Куль-Оба, Толстая и Гайманова могила.
Скифы имели тесные взаимоотношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья.
Так называемые царские скифские курганы достигали в высоту более 20 метров. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц; (слуг) рабов и лошадей. Воинов хоронили с оружием. В богатых могилах часто встречалась медная, золотая и серебряная посуда, расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные ювелирные украшения.
Скифы оставили неизгладимый отпечаток в истории. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия и военного дела) оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов.
Искусство скифов — одна из самых ярких областей художественной культуры. Предметы украшались изображениями в зверином стиле. Встречаются сцены борьбы зверей. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов — воинов, устанавливаемые на курганах. Уникальные настенные росписи сохранились в Неаполе Скифском (на территории современного Симферополя).
Сарматы — общее название ирано-язычных племен, расселявшихся в III в. до н. э. — III в. н. э. в степях от реки Тобол на востоке до реки Дунай на западе. Основное занятие — скотоводство. Земледелием занимались те сарматы, которые осели в районах, где раньше население занималось земледелием. Эти народы жили на этапе разложения первобытно-общинного строя и начала классообразования, с выделением богатой родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение их было связано с необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам для торговли и грабежей.
В культуре сарматов раннего периода характерен вариант звериного стиля: одежда, оружие, посуда и другие предметы быта украшались стилизованными изображениями животных. Позднее племена сарматов достигли мастерства в ювелирном деле, появляются изображения антропоморфных (человекоподобных) существ, а также растительные мотивы.
Во II — III вв. н. э. достигает расцвета "полихромный стиль": одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и т.д. Преобладает уже геометрический орнамент.
Готы (готоны) — племена восточных германцев, близкие по языку северным германцам.
В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по нижней Висле. С конца II века передвигались на юго-восток, достигли в III веке Северного Причерноморья. Влияние более высокой скифо-сарматской культуры ускорило их развитие. В IV веке готы приняли христианство. В 375 году гунны разгромили готов.
Гунны — тюрко-язычные племена (жили в Приуралье). В IV веке начинается массовое передвижение гуннов на запад, давшее толчок великому переселению народов.
Покорили большое количество территорий, стран, народов. Постепенно гунны исчезают как народ, хотя их имя еще долго встречается в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.
Центрами культуры являлись греческие колонии — город- государства, появившееся в VII веке до н. э. на побережье Черного и Азовского морей.
Наиболее известные из них: Ольвия ( в устье Буга), Херсонес (современный Севастополь), Пантикапей (современная Керчь), Тира (на месте современного Белгород-Днестровского), Танаис — в устье Дона и другие. В V веке до н. э. они объединились в Боспорское царство с центром в Пантикапее. Это было рабовладельческое общество с высоким уровнем культуры.
В I веке н. э. греческие города-государства попали в зависимость от Римской империи, они просуществовали до IV — V вв. н. э.
В античных полисах Причерноморья значительного развития достигли сельское хозяйство, ремесла, торговля, архитектура, искусство. Культура античных городов Северного Причерноморья способствовала развитию экономической жизни, общественных отношений и культуры местных племен.
Греческие города-государства Северного Причерноморья стали центрами своеобразного варианта античной культуры, в котором тесно переплетаются греческие и местные культурные элементы.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1384;