Определение культуры, её структура и функции
Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).
Понятие "культура" является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.
Термин "культура" происходит от латинского "culturе", производимое от слова "colere", что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) перенес этот термин на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. этот термин своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д
До 17 века термин "культура" не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.
Более четкое значение термину "культура" впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к "человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку "естественному", необразованному. Термин "культура" стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину "природа". В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
В Толковом словаре В. Даля, изданном в 19 веке сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.
Одно из первых научных определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832-1917). В своей работе "Первобытная культура" он подчеркнул: "Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, "сверхприродную среду обитания". Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.
Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: антропологический, ценностный, деятельностный, технологический и информационно-семиотический.
Антропологический подход предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. З.Фрейд указывал: "Культура есть то, в чем человеческая жизнь поднялась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных" (З.Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура). С этой точки зрения культура не есть безусловное благо. Некоторые стороны культурной жизни вообще не поддаются рациональному подходу, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней, наряду с разумным, есть и много иррационального. При таком подходе содержание культуры расширяется настолько, что исчезает ее специфика в качестве особой сферы общественной жизни, утрачивается ее отличие от других социальных явлений, поскольку все, что есть в обществе входит в его культуру.
В основу аксиологического или ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности лучших творений человеческого духа, высших ценностей, созданных людьми за всю историю человечества. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что культура содержит: 1. ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе; 2. – материальные вещи, которые производят люди. Подобный взгляд сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей. Тем самым из культуры выводятся такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и другие негативные явления, которые всегда сопровождали жизнь человечества, но при этом их нельзя считать ценностями. При таком понимании также возможна трактовка культуры как "склада" или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры. Кроме того, понятия ценностей имеет субъективный характер. Люди склонны восхищаться достижениями своей культуры и критически относиться к достижениям других.
Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.
При технологическом или социологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.
Информационно-семиотическая концепция представляет культуру, исходя из трех положений:
1. культура есть совокупность артефактов,
поскольку культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности. Создавая культуру, люди строят искусственную среду обитания. Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанны им средства и способы мышления.
Можно сказать, что культура – совокупность артефактов или совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.
2. культура есть мир смыслов, так как
смысл имеет все, что делает человек и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды и т. д. Наиболее ярко способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи. Люди придают произносимым звукам определенное значение. Итак, культура – это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, который человек вкладывает в свои творения и действия. Существует три основных вида смыслов:
знания - информация о свойствах объектов действительности;
ценности – характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;
регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и свою деятельность.
3. Культура – есть мир знаков. Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.
В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются языки, например, русский язык или украинский. Также есть и разного рода искусственные языки (язык математики, химии и т. д.). К знаковым системам относятся и разнообразные системы сигнализации, языки музыки, изобразительного искусства, театра и т. п. Таким образом, культура – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которые люди вложили определенное содержание, смысл, значение.
Итак, с информационно-семиотической точки зрения, культура предстает как мир артефактов, смыслов и знаков.
Таким образом, современная культурология определяет культуру как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также систему исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.
Вместе с тем под культурой понимают уровень образованности и воспитанности людей, а также уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности (культура производства, культура труда, правовая культура, профессиональная, моральная, политическая, эстетическая, культура быта и т. д.)
Специфика культуры заключается в том, что именно культура свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком. Иначе говоря, культура является качественным критерием развития и человека, и общества.
По роду деятельности культуру принято условно делить на материальную и духовную.
Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, а также семейно-брачные отношения. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству. Она есть – результат материальной деятельности человека. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.
Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма.
Материальная культура в современных терминах науки получила название "искусственная среда".
Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя языки, знания, ценности, науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.
Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.
Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.
Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).
В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.
Нормы – это стандарты поведения.
Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общества. В определенном наборе ценностей проявляется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными, а какие мнимыми.
В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую. Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.
Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.
Функции культуры:
1) познавательная (состоит в том, что культура дает человеку возможность познать свою историю, опыт, возможности человека. Познание выступает необходимым компонентом трудовой и коммуникативной деятельности. Существуют теоретические и практические формы познания, в результате человек получает новые знания о себе и окружающем мире.).
2) регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируя поведение людей и социальных групп. Через систему ценностей, также осуществляется регуляция человеческой деятельности. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик).
3) коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми).
4) интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)
5) воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность, развиваются способности, умения, его физические и духовные качества.). Социализация личности – это процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им социального опыта.
6) Адаптивная функция
(с помощью культуры человек приспосабливается к окружающему миру. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей )
Таким образом, изучение культурологии, истории украинской культуры в контексте мировой культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня с богатым духовным миром.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1620;