Глава 7. Древний Рим.
Периодизация государственности Древнего Рима. Обычно в истории Древнего Рима выделяют три основных периода(табл. 7):
Таблица 7.
· «царский» период- 753 - 510 гг. до н.э.; · период Республики - 509 - 27 гг. до н.э.; период Империи - 27 г. до н.э. - 476 г. н.э. |
Во время начального, так называемого «царского»,периода Римом последовательно правили семь «царей» - рексов (rex):
1. Ромул
2. Нума Помпилий;
3. Тулл Гостилий;
4. Анк Марций;
5. Тарквиний Приск (Древний);
6. Сервий Туллий;
7. Тарквиний Гордый.
Расположение Рима показано на рис. 10, 11.
Рис. 10.
Рис. 11.
Для «Царского» периода Древнего Рима (753 г. до н.э.) характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии (сх. 14).
Всё полноправное население Рима - римский народ,populus romanus - делилось на 3 племени - трибы (объединение десяти курий). Племена делились на роды - генты (по сто в каждом племени, всего 300), и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30).
Старейшины родов входили в сенат - - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - - «царь», который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Участвовать в них могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Схема 14
Каждый из патрициев обладал следующими правами:
· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (являясь, таким образом, участником общей земельной собственности);
· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
· правом на получение от рода помощи и защиты;
· правом на участие в религиозных обрядах, празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности (сх. 15).
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты - - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
Схема 15.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями (сх. 16).
Схема 16.
Правовое положение лиц в римском праве
Определялось правовое положение лиц в римском праве на основе трех критериев - - свободы, гражданства и семьи.
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов .-Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб рассматривался как собственность своего хозяина, который имел над ним неограниченную власть. Однако правовой статус рабов неоднократно изменялся. Первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер. Рабы имели возможность приобретать имущество, хотя формально оно считалось собственностью его господина. Признавались кровнородственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.
В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, поэтому правовое положение рабов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил искать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали получать пекулий - - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она становилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники - - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпущенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.
Институт клиентелы является одним из самых древних в римском праве. Еще в царский период клиентами становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плебса. Клиенты находились в подчинении у патрона (главы рода или семьи), получали от него земельный надел и выполняли в его пользу определенные материальные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с .патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. Если клиент умирал бездетным, то его имущество наследовал патрон.
В эпоху империи сформировалась еще одна категория несвободного населения - - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем договорные отношения между колоном и землевладельцем приобрели характер внеэкономической зависимости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои участки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны сохранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнением. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекрутов на военную службу. Грань между колонами и рабами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетельствовать против своих хозяев в суде. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истечении срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).
Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). Гражданство приобреталось на основании рождения от состоявших в законном браке римских граждан по достижении 17-летнего возраста, когда юноша включался в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Гражданами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных основаниях. Гражданство прекращалось в случае захвата римлянина вражеским народом, но по возвращении в Римское государство все права восстанавливались. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.
Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.
По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан - - жителей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. К латинским гражданам причислялись вольноотпущенники, ранее находившиеся в бонитарной собственности.
Свободные жители римских провинций - - перегрины - - не имели прав римлян или латинов, но сохраняли собственное гражданство. Их отношения с римлянами регулировались на основе «права народов». За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина, если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогательных войсках римской армии. В III в. Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права выбора римских магистратов.
Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший период власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над вещами. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовластным (обладающим «собственным правом»), а находившиеся под его властью подчинялись «чужому праву». Состоящие под властью отца становились самовластными только после его смерти или в случае лишения главы семьи прав римского гражданина с изгнанием из Рима. По мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве. Так, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки при его жизни посредством манципации - - мнимой продажи.
Таким образом, полная правоспособность лица предполагала наличие всех этих статусов: свободы, римского гражданства, самостоятельного положения в семье. Утрата определенного статуса существенно изменяла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семейного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери гражданства. Наибольшая потеря правоспособности следовала в случае утраты свободы и гражданства.
Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства,в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы- - деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни - - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - - асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела - - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - - всадники, а безземельные - - пролетарии - - объединялись в шестой разряд.
Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство - - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.
После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы- - деление свободного населения по территориальному принципу, - - согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - - трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами (Это представлено в предлагаемой схеме 17).
Римская республика.Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.) республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты - - при преобладании первых, - - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).
Схема 17.
Схема 18.
Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:
· свободы;
· гражданства;
· семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 4301;