Палетка фараона Нармера
Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э.. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными Ливийскими номами в Западной дельте Нила. У археологов есть предположение, что на ней изображена победа армии Нармера над городом Уашем.
Палетка является одним из первых экспонатов, предстающих перед посетителями Египетского музея в Каире.
Описание
Палетка, которая пережила пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была найдена в составе других артефактов в Иераконполе, древней додинастическиой столице, расположенной на юге Египта, британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином, во время экспедиции 1897 — 1898 г.г..
Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита. Материал часто ошибочно идентифицируют как шифер или сланец. Шифер слоистый и имеет склонность к шелушению. У сланцев большое содержание случайным образом распределенных зерен минерала. Оба они отличаются от мелкозернистого, жесткого алеврита. Этот материал широко использовался во время додинастического периода и часто применялся при создании скульптур в эпоху Древнего царства. Статуя 2-й династии фараоновХасехемуи, так же найденная в Иераконполе, была сделана из того же материала.
Обе стороны пластины оформлены высеченным на повышение рельефом. Верхний регистр оформлен практически одинаково.
В центре расположена иероглифическая надпись с именем Нармера, вписанным в Серех, и представляет собой Хорово имя. Имеется различие между аверсом и реверсом в стилизованном изображении фасада дворца.
По краям обеих сторон расположены изображения двух стилизованных человеческих лиц с коровьими ушами и сильно изогнутыми рогами. Они отождествляют богиню неба Хатхор, покровительницу фараонов, и богиню коровы Бат, покровительницу седьмого нома Верхнего Египта.
Рельефы на обеих сторонах палетки представляют пять сцен.
Аверс
Смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы (серпопарды), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны. В верхнем регистре над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп.
Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками.
В нижнем регистре изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.
Реверс
На обратной стороне палетки царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счета означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников. За головой пленника Справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».
В нижнем регистре палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, могут так же изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 4020;