Храм фараона Ментухотепа 2 в Дейр-эль-Бахри
Фараон Ментухотеп I, основатель XI династии, который вывел Египет из 200-летнего периода смут и в середине XXI века до н.э. восстановил единство страны, был родом из Фив. На фиванском кладбище он велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500 лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье Дейр-эль-Бахри.
Название ущелья, которое по-арабски означает «Северный монастырь», происходит от находившегося здесь в раннехристианский период коптского монастыря. Кажется, не существует более романтического места во всем Египте: оно напоминает песчаный залив, вклинившийся в дикие и почти отвесные утесы из песчаника, склоны которых ниспадают на землю со стометровой высоты как окаменевший водопад. Когда-то здесь высилась единственная в Долине царей пирамида, сооруженная над заупокойным храмом фараона Ментухотепа I.
Гробница в форме пирамиды не соответствовала обычаям Фив. Она была характерна для царей Древнего царства, резиденцией которых служил Мемфис. Все правители Фив, включая позднейших царей объединенного Египта, покоились в скальных гробницах. Ментухотеп I тоже повелел построить себе такую гробницу в нескольких километрах к северу отсюда, в местности, носящей название Дра абу-ль-Негга. А пирамиду в Дейр-эль-Бахри Ментухотеп возвел, очевидно, для того, чтобы продемонстрировать, что он является преемником и наследником традиций древних царей Египта. Но использовал он ее лишь как символическую гробницу — кенотаф; похоронить же себя велел, согласно фиванским обычаям, в скальной гробнице.
«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.
Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; нижняя имела площадь 60 × 50 м2, верхняя — 42 × 40 м2. Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.
Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. Несколько в стороне стояла еще одна, значительно более нарядная гробница, — в ней была похоронена официальная любовница фараона Кемсит, жрица богини любви Хатор.
С восточной стороны к террасе храма вел пологий пандус. От него начиналась огражденная каменными стенами мощеная дорога к нижнему храму, который не сохранился. По остаткам дорожного покрытия удалось установить, что она достигала 1200 м в длину и 33 м в ширину — т.е. была такой же, как взлетная полоса современного аэродрома.
На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к памятникам Древнего царства. Они отличаются четкостью линий и тонкостью выполнения, которые выдают уверенную руку большого мастера. Мы знаем имя ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, — его звали Иртисен. Это был крупный художник XXI века до н.э., изобретатель особо прочных инкрустаций. Но одно украшение, придуманное Ментухотепом для своих «Великолепных мест», превосходит всякую фантазию.
Перед остатками колоннады, представлявшей собой фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям. Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма, два яруса колонн, увенчанных пирамидой, перекликались с бесконечными вертикалями окружающих скал. Нигде в Древнем Египте не было ничего подобного!
Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что сохранилось. Как они выглядели когда-то мы можем себе представить по нынешним развалинам, исследовавшимся в начале ХХ столетия швейцарцем Э. Навилем и англичанином Г. Холлом, а после Первой мировой войны американцем Г. Уинлоком.
Фараон Ментухотеп I, основатель XI династии, который вывел Египет из 200-летнего периода смут и в середине XXI века до н.э. восстановил единство страны, был родом из Фив. На фиванском кладбище он велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500 лет избрала для своего прославленного храма и царица Хатшепсут — в ущелье Дейр-эль-Бахри.
Название ущелья, которое по-арабски означает «Северный монастырь», происходит от находившегося здесь в раннехристианский период коптского монастыря. Кажется, не существует более романтического места во всем Египте: оно напоминает песчаный залив, вклинившийся в дикие и почти отвесные утесы из песчаника, склоны которых ниспадают на землю со стометровой высоты как окаменевший водопад. Когда-то здесь высилась единственная в Долине царей пирамида, сооруженная над заупокойным храмом фараона Ментухотепа I.
Гробница в форме пирамиды не соответствовала обычаям Фив. Она была характерна для царей Древнего царства, резиденцией которых служил Мемфис. Все правители Фив, включая позднейших царей объединенного Египта, покоились в скальных гробницах. Ментухотеп I тоже повелел построить себе такую гробницу в нескольких километрах к северу отсюда, в местности, носящей название Дра абу-ль-Негга. А пирамиду в Дейр-эль-Бахри Ментухотеп возвел, очевидно, для того, чтобы продемонстрировать, что он является преемником и наследником традиций древних царей Египта. Но использовал он ее лишь как символическую гробницу — кенотаф; похоронить же себя велел, согласно фиванским обычаям, в скальной гробнице.
«Великолепны места Небхепетра» — назвал Ментухотеп I этот погребальный комплекс (по своему тронному имени — Небхепетр). Погребальную камеру он приказал вырубить под основанием скального массива; перед его обтесанными и выровненными стенами располагались святилище и заупокойный храм. Святилище имело размеры 40 × 22 м, его плоская крыша держалась на 108 колоннах. Со двора в погребальную камеру вел подземный коридор длиной 150 м.
Заупокойный храм состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами; нижняя имела площадь 60 × 50 м2, верхняя — 42 × 40 м2. Их окружало 254 колонны. Из центра храма, господствуя над этим фантастическим многоколонным храмом, вырастала пирамида на массивном цоколе с основанием 21 × 22 м, представлявшем собой естественную скалу, сложенная из каменных глыб и облицованная плитами из белого известняка.
Весь этот комплекс был огорожен каменной стеной, ограничивающей пространство неправильной формы размерами приблизительно 160 × 120 м. К западу от храма было обнаружено шесть гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. Несколько в стороне стояла еще одна, значительно более нарядная гробница, — в ней была похоронена официальная любовница фараона Кемсит, жрица богини любви Хатор.
С восточной стороны к террасе храма вел пологий пандус. От него начиналась огражденная каменными стенами мощеная дорога к нижнему храму, который не сохранился. По остаткам дорожного покрытия удалось установить, что она достигала 1200 м в длину и 33 м в ширину — т.е. была такой же, как взлетная полоса современного аэродрома.
На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к памятникам Древнего царства. Они отличаются четкостью линий и тонкостью выполнения, которые выдают уверенную руку большого мастера. Мы знаем имя ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, — его звали Иртисен. Это был крупный художник XXI века до н.э., изобретатель особо прочных инкрустаций. Но одно украшение, придуманное Ментухотепом для своих «Великолепных мест», превосходит всякую фантазию.
Перед остатками колоннады, представлявшей собой фронтон заупокойного храма, до сих пор видны следы более чем от шестидесяти ям. Они имеют диаметр и глубину до 10 м и вырублены в скале через определенные промежутки. Эти ямы служили огромными цветочными кадками. В них было посажено более полусотни тамарисков. В восьми самых больших ямах по обеим сторонам пандуса росли благоухающие сикоморы, отбрасывавшие тень на статуи, которые были выше человеческого роста и изображали царя в облике Осириса. А нынешнее безлюдное песчаное плато перед развалинами храма Ментухотепа было настоящей скульптурной галереей с декоративным садом. Пышная зелень деревьев гармонически сочеталась с ярко сверкавшим на солнце желтовато-белым зданием храма, два яруса колонн, увенчанных пирамидой, перекликались с бесконечными вертикалями окружающих скал. Нигде в Древнем Египте не было ничего подобного!
Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником во временв XI династии. Сейчас от пирамиды и заупокойного храма Ментухотепа мало что сохранилось. Как они выглядели когда-то мы можем себе представить по нынешним развалинам, исследовавшимся в начале ХХ столетия швейцарцем Э. Навилем и англичанином Г. Холлом, а после Первой мировой войны американцем Г. Уинлоком.
104. Храм царицы Хатшепсут Дейр-эль-Бахри
Заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Он строился на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и ХатхорИментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.
Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.
Стенопись
По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр-эль-Бахри.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 5376;