Портрет Северов
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. является эпохой распада и деградации, но одновременно для изобразительного искусства это время стало чрезвычайно продуктивным. Более того, 2-ю четверть III века исследователи называют[6] эпохой величайшего развития римского портретного искусства. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. Классицизирующее искусство эпохи Антонинов не соответствовало настроению экзальтированного человека. Развитие портрета III века н. э. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников. В портретах собственно императора видно стремление к продолжению стиля II века, что совпадало с его политической линией — позиционировать себя как законного наследника дома Антонинов. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос, исполнение мелочно, и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи.
Бюст Каракаллы. Пергамский музей, Берлин |
Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора).
Примерами новой техники, которая получила интенсивное развитие во 2-й четверти III века являются портреты Филиппа Аравитянина и Бальбина. Стиль изображения «солдатского» императора Филиппа является практически полным отрицанием живописного стиля эпохи Антонинов, в нем нет ни следа утончённой культуры.
Филипп Аравитянин, Эрмитаж |
В 30—40-е годы III века портретная пластика достигает наивысшего подъема реалистического экспрессивного стиля, который зародился еще в эпоху Северов. Большую роль в усилении эмоционального воздействия портрета играет сопоставление ярко освещенных и затененных частей скульптуры. Настроение моделей несет некоторые черты неуверенности в окружающем мире и желание рассчитывать только на себя.
В правление императора Галлиена, высокообразованного человека, происходит короткий и быстро затухнувший всплеск интереса к классицизму.
Иллирийские императоры (268—282 гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались от них. Это время было переходным, ведущим к сложению домината. Для этого этапа характерен переходный стиль портрета без твердо выраженного типа изображения, в различных областях империи он отличался различными чертами, но в итоге все шло к упрощению. «Мелкими насечками обозначены брови, затеняющие глаза с четко вырезанными округлыми зрачками, посаженными под верхними веками»
Портрет IV века
Следующий период начинается с правления Диоклетиана. В это время — конце III — начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени[1]. Везде царит масштабность, в том числе и в портрете — раньше были распространены изображения в натуральную величину, теперь они в несколько раз больше натуры. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»[1]. В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. В эпоху тетрархии на востоке складывается свой тип: компактное построение головы, исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий.
I U4Z0BZ1nk2xg4K8QaVx/gtDSY98rqQt6fgxieeDtmaliV3om1XDGlJU5EBm4G1j0fdlH5TCNg0Al VLdIrYWhz3Eu8dCA/UhJhz1eUPdhy6ygRL0wKM98PJ2GoYjGNDuboGFPPeWphxmOUAX1lAzHlY+D FIgzcIky1jISHPQeMjnkjL0beT/MWRiOUztG/fobLH8CAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQD6DVv/ 4AAAAAsBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9NT8MwDIbvSPyHyEhcEEu7VmUtTSeEBIIbjGlc s8ZrK/JRkqwr/x7vBCfb8qPXj+v1bDSb0IfBWQHpIgGGtnVqsJ2A7cfT7QpYiNIqqZ1FAT8YYN1c XtSyUu5k33HaxI5RiA2VFNDHOFach7ZHI8PCjWhpd3DeyEij77jy8kThRvNlkhTcyMHShV6O+Nhj +7U5GgGr/GX6DK/Z264tDrqMN3fT87cX4vpqfrgHFnGOfzCc9UkdGnLau6NVgWnKKLKcUAHZkuoZ SNOsBLanrkxz4E3N///Q/AIAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQB AAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQA6viFOQQIAAFUE AAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQD6DVv/4AAA AAsBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAqAUA AAAA ">
Колосс Константина Великого, Капитолийские музеи |
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Создается свой собственный стиль, который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку человека, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней, экзальтированно-духовной сущности. Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и свое значение портрета. Оно становится отвлеченным образом, иконой.
65. Декоративная живопись виллы Мистерий
Она располагается в некоем отдалении от основной застройки и с самого начала раскопок приводила в восторг археологов и своей планировкой, и уникальными росписями, что стали бесценным источником информации о религиозных культах, что существовали параллельно официальной религии. Мы шли к ней через гробницы, что тоже дало свой эффект, но он не сопоставим с тем впечатлением, что дают сами настенные творения. Во-первых, этот красный цвет, так называемый «помпейский», что объединяет и является фоном для фигур и действий. Он потрясающий! Какой-то знойный, страстный и очень торжественный.
С первого взгляда проникаешься атмосферой значимости и загадочности и, не отрываясь, разглядываешь жителей древних Помпей, участвующих в обряде, относящемуся к Дионисийскому культу, а точнее в ритуале посвящения. Он был распространен в Кампании и Этрурии, а в Риме даже запрещен указом сената, ибо был далек от официальных предпочтений и мог вызвать беспорядки. И вот тут, в Помпеях можно понять, как неугодные обряды выживали в Римской империи.
Сцены, изображенные в этом зале, имеют свое толкование, но понять их первоначальное значение и замысел сложно. Но неизменно поражает мастерство, с каким художник много веков назад соединил все вместе, создав единую композицию, полную волшебства и мистики, передав через свою работу таинственный характер древнего культа. Меня поразили проработка фигур, композиционные сплетения, складки на драпировках и первые попытки выразить движение – развивающийся плащ у убегающей девушки для создания ощущения скорости. Поразительно. Особенно потому, что это первый век до нашей эры, а цивилизация уже так многое умела.
Ощущение сакральности, что дает и красный фон и размещение фигур, только усиливает впечатление. Это росписи весьма сильные по своему восприятию и влиянию, уходить просто не хочется.
Кстати, сама вилла большая и интересная, и ее изучению стоит уделить немного времени. Именно здесь были найдены многочисленные тела погибших во время природной катастрофы, что вошла в историю.
Помпеи известны всему миру – город, заживо погребенный разгневанным Везувием и парадоксально сохранивший для потомков древние улицы, дома, виллы с прекрасными росписями, культовые сооружения и прибежища разврата. Город мертвый, но в то же время живой.
Это полярное ощущение не давало мне покоя: среди вековых стен снуют жители современных мегаполисов, что поражаются развитостью и сохранностью города, процветавшего 2000 лет назад. Ты трогаешь шероховатые стены, а они в разы старше тебя и помнят и веселых помпейцев, и туристов с разных концов света, что на сотне языков удивляются и восхищаются. Помпеи до сих пор держат открытой дверь в древний мир, что смотрит на тебе сквозь колонны, скульптуры и с красных фресок виллы Мистерий.
66. Декоративная живопись виллы Боскореале
Вилла в Боскореале (Villa Boscoreale) — древнеримская вилла (villa rustica) в Боскореале, на юге Италии, в двух километрах от Помпей. В древности местность вокруг виллы служила охотничьими угодьями, также было развито сельское хозяйство: производство вина и оливкового масла. Найденные в раскопках таблички и надписи указывают, что вилла была построена ориентировочно в 50-40 гг до н. э. и сгорела в результате извержения Везувия в 79 году н. э..
Вилла была обнаружена в результате раскопок в 1893—1894 гг. Знаменита на весь мир хорошо сохранившимися фресками и кладом.
Прозрачная ваза с фруктами. Деталь из настенного рисунка в одной из спален виллы |
Вилла в Боскореале (итал. Villa Boscoreale) - историческая вилла в двух километрах от древнего города Помпеи. Известный археологический памятник римской эпохи, прославилась фресками.
Земли и холмы в пригородах Помпей использовали как охотничьи угодья и для создания фермерских хозяйств по производству вина и оливкового масла. Наряду возникали и виллы обладателей, не всегда роскошные. На расстоянии двух километров от Помпей была расположена вилла Боскореале (название современное). Остатки виллы нашли во время исследований территории еще в 1700 году, но раскопки практически не проводили (что способствовало их дальнейшему сохранению). Новый этап исследований начался в конце 19 века, ее раскопали в 1893 - 1894 годах. Исследование прекратили и заново засыпали грунтом для естественной консервации археологического объекта.
Детальные исследования начали после 1900 года, использовав в то время весь арсенал исторических и аппаратных методик. Раскопки вели за детальным планом, разработанным археологом Феличе Барнабеи. Уже тогда найдены - ценную древнеримскую посуду, получившую название «Сокровище Боскореале» и приобретенную для экспонирования в музее Лувр, Париж; ансамбль фресок с архитектурными мотивами, приобретенный для экспонирования в Музее искусства Метрополитен, США и Королевском музее Мариемонта, Бельгия; декоративно-прикладное искусство, которое обогатило ряд европейских музеев и невольно способствовало популяризации виллы в Боскореале в 20 веке.
Исследования не прекращались. В 1953 году проведена фотофиксация остатков виллы, Максвелл Андерсон в 1987 году создал аквапарк и поземный план сооружения. Максвелл Андерсон также внес в план все стенописи, которые давно экспонировались в разных музеях. В эпоху компьютеризации создана виртуальная модель раскопанной части виллы.
Долгие дискуссии вызвал вопрос об обладателях виллы. Тщательно изучили все находки и надписи на бронзовых досках, что позволило датировать постройки промежутком 1 век до н.э. - 79 год н.э. Обладателей было минимум четыре. Последним был Р. Fannius Synistor.
Кубикула из Боскореале. Ок. 50 г. до н.э. |
Ансамбль фресок сохранился необычайно полно, несмотря на разрушения виллы, которая тоже пострадала во время извержения вулкана Везувий. Фрески осторожно сняли со стен и с 1903 года приобрели для экспозиции в Музее искусства Метрополитен, США, доля - в музее Лувр и в Королевском музее Мариемонт, Бельгия. Художественная ценность фресок в Боскореале не меньше стоимость фресок виллы Мистерий, несмотря на преимущественно архитектурные, а не на сюжетные мотивы.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1824;