Основные этапы развития и проблемы русской философии
Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации России (конец Х века). Русская философия всегда имела социальную окрашенность и несла в себе установку на осмысление социально-политических процессов в обществе. Она выступала как историософия ("любовь к истории"), т. е. постижение сущности и смысла, движущих сил и направленности исторического процесса.
На протяжении столетий в русской философской мысли развивается тема выбора пути развития России, определение ее социального идеала.
1. Научно-философский реализм М. В. Ломоносова:
Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - Он заложил основы материалистической традиции русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто "протяжное", непроницаемое, делимое на нечувственные части". По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи.
2. Социально-философские взгляды А. Н. Радищева:
Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749-1802). Радищев подверг критике систему крепостного права и самодержавие в России. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души отсутствие совершенное". В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения Он рассматривал окружающую природу как многообразие форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука, как орудие деятельности.
3. П. Я. Чаадаев (1794-1956 гг.) В своих "Философских письмах" он одним из первых в прошлом столетии поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, осмысливая эти проблемы с позиций религиозной философии. В первых своих письмах Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике и культуре. Чаадаев утверждал, что в крови россиян есть нечто враждебное истинному прогрессу. Позже Чаадаев стал критически относится к западной цивилизации. Он выделял в не такие пороки, эгоцентризм, враждебность частных интересов друг другу, жизнь по расчету. Чаадаев "обнаружил" достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Более того, у него постепенно формируется убежденность в способности России выполнить особую ("мессианскую") роль и в ее призвании в мире "дать миру какой-нибудь важный урок" и разрешить наиболее острые проблемы человечества. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX века и возникновению в ней в 30-40-х годах двух противоположных течений - славянофильства и западничества.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1216;