Человек как личность
Для исследования человека философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.
Понятие человек – понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие индивид. Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность – это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами, ибо личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность – это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
Личность – это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни. Индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.
Проблема личность и общество рассматривается в двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных аспектах.
Первый аспект нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями отдельной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.
Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, он приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.
Второй аспект проблемы личность и общество: как личность взаимодействует с другими людьми в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.
В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.
Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит, и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия, осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
Свобода как возможность выбора является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также природы как естественной основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Мера ответственности человека всегда конкретна в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
Развитие человека как личности происходит в творчестве. Благодаря творчеству реализуется расширение и обогащение духовного мира и самого творца, и других людей. Однако творчество не следует связывать с безудержной жаждой преобразования природы и общества. Следует задуматься над тем, каковы будут последствия этих преобразований. Речь идет о взаимосвязи свободы, творчества и ответственности личности.
Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий ее социального бытия.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Почему тема человека является центральной в философии? 2. Каким видится человек с позиций теоцентризма средневековой философии? 3. Какова сущность человека в философии марксизма? 4. Назовите главные темы русской философии применительно к проблематике человека. 5. Каков образ человека в философии экзистенциализма? 6. В чем суть проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке? Как эта проблема обсуждается в социобиологии? 7. Объясните понятия «дух», «духовная жизнь», «душа». 8. Раскройте содержание понятия «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»? 9. Как взаимосвязаны понятия «духовность», «индивидуальность» и «социальность»? 10. Дайте характеристику двум аспектам проблемы соотношения личности и общества. 11. Дайте характеристику общей схемы взаимосвязи личности и социальной среды. 12. В чем сущность свободы? Существуют ли границы свободы человека? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Идея безграничного индивидуализма человека начинает формироваться в эпоху: а) Нового времени; б) Возрождения; в) Средневековья; г) Просвещения. 2. Проблематику бытия человека с позиций приоритета общества, понимаемого материалистически, осмысливает философия: а) марксизма; б) Нового времени; в) Просвещения; г) экзистенциализма. 3. Мысль об обреченности человека на свободу характеризует философию: а) структурализма; б) экзистенциализма; в) позитивизма; г) марксизма. 4. В русской религиозной философии доминирует проблематика: а) антропологическая; б) социальная; в) онтологическая; г) гносеологическая. 5. Какое из суждений неверно характеризует социобиологический подход к природе человека: а) у человека существуют биологически запрограммированные схемы социального поведения; б) сознательный выбор между добром и злом – общая черта альтруистического поведения млекопитающих, человека в том числе; в) большинство стереотипных форм поведения человека свойственно всем млекопитающим; г) наряду с культурой на сознание и поведение человека влияют его биологические характеристики. 6. Душа человека – это: а) сфера непосредственных мыслей и переживаний; б) синоним психики; в) то же, что и дух; г) сознание. 7. Духовный мир человека – это: а) таинственная связь с Космосом; б) его моральные качества; в) система смыслообразующих ценностей его жизни; г) содержание мыслей и чувств. 8. Какое из определений личности является наиболее правильным: а) личность – это социальные функции, роли, выполняемые человеком; б) личность – сознательный субъект социальной жизни; в) личность – это результат действия социальных факторов на индивида; г) личность – индивидуальность реакций на события. |
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 1335;