Личность в российской психологии.
Социально-адаптационная теория личности А.Ф. Лазурского.
Александр Федорович Лазурский подходил к познанию личности как к сложному образованию, интегрирующему совокупность психических механизмов поведения.
А.Ф. Лазурский понимает личность как организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. В качестве эндопсихических элементов
А.Ф. Лазурский рассматривал основные психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию, а также характер и темперамент личности. Эндопсихику А.Ф. Лазурский понимал как психофизиологическую основу, ядро личности; это отношение человека к различным категориям окружающей действительности: природе, материальным предметам, людям, социальным группам, духовным благам, к самому себе. Экзопсихика складывается на основе эндопсихики, но при взаимодействии с социальной средой. Это значит, что экзопсихика является результатом воспитания, профессиональной деятельности, сословных традиций и воззрений эпохи. В экзопсихику включаются и научные убеждения человека.
Эндопсихика как основа личности обусловливается не только биологически, а экзопсихика – не только социально. Обе подструктуры детерминируются и биологически, и социально. Их гармоничное сочетание дает полноценную индивидуальность, конфликт деформирует ее.
А.Ф. Лазурский создал социально-психологическую классификацию (типологию) личностей, которая учитывала мировоззрение, идеалы и социальный облик человека. Основой классификации стала идея приспособления к окружающей социальной среде.
Приспособление зависит от одаренности и характеризуется степенью активности, которая и служит первым критерием классификации, объединяющим в себе два взаимосвязанных показателя: уровень одаренности и соответствующий этому уровню тип адаптации к среде. Вторым критерием классификации личностей явилось соотношение эндо- и экзопсихики.
Первый критерий классификации личности построен на том, что приспособление человека к окружающей среде имеет количественные характеристики, являясь более или менее глубоким и всесторонним. Это определяется, прежде всего, прирожденным запасом физических и духовных сил, т.е. «степенью одаренности». Естественно, имеют значение и внешние условия.
На низшем уровне приспособления среда подчиняет психику человека, насильственно подгоняя ее к своим требованиям. Поэтому представителей низшего уровня можно охарактеризовать как недостаточно приспособленных. На этом уровне бедная и слабо структурированная психика еще не имеет цельного мировоззрения. Человек руководствуется в своей деятельности и отношениях к людям небольшим количеством отрывочных и часто противоречивых сведений и правил.
Средний уровень приспособления характеризуется большей свободой использования факторов среды для своих целей. Человек выбирает соответствующий склонностям род занятий, работает продуктивно и с интересом. Будучи полезным обществу, он и себе обеспечивает материальное благосостояние и некоторый духовный комфорт. Такого человека можно назвать приспособившимся. Представители среднего уровня обладают тем или иным миросозерцанием, достаточно связанным и соответствующим их эндопсихике. Но им не хватает самостоятельности и оригинальности.
На высшем уровне одаренности человек не ограничивается приспособлением на основе самоизменения. Он стремится переделать среду сообразно своим взглядам и потребностям. Люди высшего уровня творят новые формы жизни. Они воплощают культурные идеалы своей эпохи, а также привносят в жизнь нечто свое, индивидуальное. Люди этого уровня ведут творческий образ жизни. Элементы общественного миросозерцания подвергаются самостоятельной переработке применительно к потребностям и склонностям данного человека. В результате рождается что-нибудь свое, оригинальное. Но процесс творчества почти всегда сопровождается упорной борьбой, духовными и материальными лишениями. Интенсивная концентрация душевной деятельности в связи с повышенной идейностью стремлений заставляет пренебрегать материальными потребностями и обеспечением ровного, спокойного течения жизни.
Следовательно, низший уровень адаптации свойствен приспособляемому типу, средний – приспособившемуся и высший – приспособляющему (среду). Длительное влияние неблагоприятных или несоответствующих эндопсихике внешних условий понижает психический уровень, превращает чистый тип в извращенный. Значительное развитие альтруистических чувств повышает общий психический уровень личности и дает основание причислить эту личность к особому типу, отличающемуся от других по своему психическому содержанию.
Согласно второму критерию классификации личностей, соотношение эндо- и экзопсихики в структуре личности не одинаково.
В одних случаях преобладает эндопсихика, т.е. сами по себе основные психические функции; в других – экзопсихика, т.е. идейная, отношенческая сторона, в третьих – экзо- и эндопсихика соответствуют друг другу, благодаря чему черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс. При этом направление развития интересов, взглядов и миросозерцания человека, его знаний и навыков диктуется особенностями нервно-психической организации.
Эндопсихика как ядро личности при образовании типов играет более существенную роль; экзопсихика дает внешнее, более или менее сформированное проявление того или иного типа, придавая ему рельефность, определенность и законченность. Экзопсихика – это положительное или отрицательное отношение к природе, людям, труду, принципам справедливости. Отношение, кроме своего знака (положительность –отрицательность, принятие –отвержение), характеризуется предметной широтой, активностью и методами взаимодействия. Предметная широта – это многообразие объектов внешней среды, к которым человек определил свои позиции. Активность отношения меняется в пределах от созерцательности до преобразовательной деятельности. Отношение к внешней среде реализуется различными методами. Например, человек, стремящийся властвовать над другими, может достигать этого при помощи устрашения, морального авторитета, хитростей, уловок и т.д.; властвование может выражаться в деспотизме, принижении личности, или в требовательности, соединенной с уважением подчиненных.
Классификация личностей А.Ф. Лазурского – одна из первых попыток широкого подхода к проблеме человеческого разнообразия. Эта попытка не принесла решения данной проблемы, но направление мысли и пример автора заслуживают подражания.
Человековедческая теория личности Б.Г. Ананьева.
Выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами, психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры, относящиеся в большей мере либо к биологическому, либо к социальному началу.
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности, Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия.
С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Мотивационно-деятельностная концепция личности А.Н. Леонтьева.
Алексей Николаевич Леонтьев – автор деятельностного подхода в психологии – проблему личности решал очень осторожно. В концентрированном философском виде он изложил свое понимание этой темы только в конце научного пути.
Анализ проблемы личности А.Н. Леонтьев начинал издалека, с уяснения того, «какая реальность описывается в психологии термином "личность"», признавая, что «проблема эта является одной из самых сложных».
А. Н.Леонтьев принимает «известное марксистское положение, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений.
По мнению А.Н. Леонтьева, "личность человека "производится" – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности".
На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку "именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность".
Он считал полезным переосмыслить ряд теоретических положений, надеясь внести ясность в некоторые из них. Прежде всего – провести различие между «индивидом» и «личностью», поскольку понятие «индивид» употребляется в чрезмерно широком значении.
А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между этими понятиями. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.
Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.
Другой важный постулат – это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни обладает "самостоятельной силой реакции", иными словами, активностью, то тогда справедливо: "внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет".
Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в "отвязанности" от состояний организма. "Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности", – отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.
Для психологической трактовки "иерархии деятельностей" А.Н. Леонтьев использует понятия "потребность", мотив", "эмоция", "значение" и "смысл". Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
По сути, потребность замещается мотивом, так как "до своего первого удовлетворения потребность "не знает своего предмета" ... и потому он "должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом". Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и "принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений". Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А.Н. Леонтьев?
Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения. Особенность эмоций, уточняет А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. "Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности. Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро- эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению "структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию "главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий "психологический" профиль личности".
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
– широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);
– степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
– общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс "становления связной системы личностных смыслов".
В процессе формирования личности есть два узловых момента: «Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность».
Ценностно-ориентационная теория личности С.Л. Рубинштейна.
О вкладе С.Л. Рубинштейна в психологическую теорию личности свидетельствует то, что он вернул тему личности в отечественную психологию. Насколько значимым было включение в учебники психологии, вышедшие в свет в середине и конце 30-х гг. XX в., раздела о личности, видно из сравнения работы С.Л. Рубинштейна с учебником М.Я. Басова «Общие основы педологии», в котором понятие личности встречается очень редко.
Приступая к характеристике личности, первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни.
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: "чем "выше" мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним". Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: "личностью не рождаются – ею становятся". Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
– чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
– что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;
– что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно, структурно, как «совокупность психических свойств человека (особенно свойств характера и способностей), взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся друг к другу в отношении определенной субординации.
В реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
Таким образом, психологическая теория личности С.Л. Рубинштейна является системной. Она сводит воедино такие личностные свойства, как направленность, характер, темперамент, способности и сознание человека. Новаторский и эвристический потенциал этой теории не утрачен и сегодня.
Структурно-динамическая концепции личности К.К. Платонова.
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека.
К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются следующие:
– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности:
* личность как сумма психических свойств,
* личность как опыт человека,
* биологизация личности,
*социологизация личности.
К.К. Платонов выделяет следующие основные подструктуры в структуре личности.
1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности.
2. Подструктура опыта, которая "объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности".
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят "половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки.
По мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры "могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится, в основном, только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их большинство, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 2048;