ОТКРЫТИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАТЬСЯ
Много формальных доказательств наличия знаний у младенцев получено из экспериментов, проведенных в психологических лабораториях в течение многих лет, однако они содержат некоторые неточности и ошибки. Оглядываясь назад, приходится констатировать, что те первые методы, которые были использованы для определения знаний у младенцев, больше подходили для животных или взрослых. Результаты были разочаровывающие, а исследователи иногда делали неверные заключения. Безосновательные утверждения о несостоятельности младенцев на самом деле обернулись несостоятельностью исследователей и их методов.
Критики сейчас допускают, что способность младенцев запоминать и обучаться была слишком недооценена. Результаты наиболее известных экспериментов (например, при изучении временной вариабельности) искажались, поскольку не принималась во внимание естественная сложность новорожденных. Изменчивость новорожденных сама по себе может объяснить тот факт, что нам удалось узнать так много из экспериментов, которые обладали столь ограниченными возможностями.
Младенцы научили нас многому. Они не желали, чтобы с ними обращались как с подопытными животными. Если им надоедало, они прекращали свое участие в экспериментах. Когда они были вялыми, неподготовленными, их не интересовали тесты и, следовательно, их результаты были не слишком хороши. То, что изучили психологи, поможет вам избежать многих ошибок, когда вы захотите помочь вашему младенцу учиться. Вот четыре основных типа поведения:
1. Общайтесь с младенцем, когда он полностью проснулся, но еще не занят чем-то определенным (иногда это называют состоянием спокойного наблюдения).
2. Используйте простые и медленные способы стимуляции младенца, но достаточные для того, чтобы привлечь его внимание.
3. Повторяйте фразы и действия достаточно часто.
4. Внимательно следите за сигналами, показывающими, насколько ваш младенец допускает и усваивает опыт.
Поскольку младенец не может перемещать свое тело и отвечать вербально (словами), как это делают взрослые, вы должны понять и использовать его естественные формы общения. В научных исследованиях это означает, что необходимо находить нечто (жесты или поведение) и уделять больше внимания тому, что может являться сигналом, характерным для младенца, который можно измерить или записать. Если вы поступите таким образом, то обнаружите, как щедро новорожденные платят за внимание. Они ловят его и проделывают это настолько великолепно, что, по словам исследователя Льюиса Лайпситта (Lewis Lipsitt) из Брауновского университета, новорожденный является "настолько компетентным обученным организмом, насколько он может им стать".
То, что было открыто, может как удивить вас, так и ужаснуть: новорожденные, кажется, учатся постоянно. Эта способность к обучению получила разные наименования: классическое состояние, укрепляющее состояние, привыкание, имитация. За этими терминами скрывается то, что, вы можете использовать для лучшего понимания себя и ваших детей.
Первые научные доказательства того, что ваши младенцы обучаются, получили русские психологи, экспериментировавшие с помощью классических методов выработки условных рефлексов, впервые разработанных Иваном Павловым. Этот процесс включает в себя повторение и совмещение неродственных событий. Следуя этой системе, в 1948 году американский психолог Дэвид Спелт (David Spelt) за два месяца до рождения обучал младенцев отвечать на звук и чувство вибрации. Одновременно с прикладыванием вибратора к животу матери на пять секунд производился громкий шум колокольчиком. Предполагалось, что этот шум должен вызвать изменение положения ребенка в матке. После многократных повторений таких действий народившийся младенец обучался изменять позицию в ответ только на вибратор.
Одно из наиболее ранних американских исследований (1928) включало звучание колокольчика и покалывание булавкой подошвы ножки младенца (что, конечно, не может быть использовано сейчас). Естественно, младенцы плакали. После нескольких спаренных повторений достаточно было одного звука колокольчика, чтобы младенец начинал плакать.
В больницах пятки младенцев часто прокалывают, чтобы взять кровь на анализ. Уильям Лайли (William Liley) из Новой Зеландии сообщает, что младенцы должны были переносить до десяти таких уколов в пятку в первые 72 часа после рождения. В течение недель и месяцев после этого, говорил он, младенцы кричали и отталкивали руку, если кто-нибудь зачем-то брал их ножку. Они помнили.
Среди реакций младенцев, сопровождавших эти процессы, отмечались изменение частоты сердцебиения, расширение и сужение зрачков, мигание глаз, сосание и различные рефлексы. Нужно внимательно относиться к случайным совпадениям часто повторяющихся событий с неприятными ощущениями, которые могут происходить с вашим младенцем ежедневно. Например, в семьях, где драки часто совпадали со временем сна или приемом пищи, даже сам процесс отхода ко сну или прием пищи может вызвать неприятные чувства. Но существует и позитивная сторона — когда вы создаете хорошие совпадения (удовольствие от купания в ванне, веселые праздники), которые приводят к приятным ассоциациям.
Вы можете поэкспериментировать, используя рефлекс Бабкина, при котором ребенок широко открывает рот, когда вы нажимаете на его ладони. Чтобы проявить этот рефлекс, исследователи раздвигали ручки ребенка и поднимали их к голове перед тем, как нажимать на ладошки. После определенного числа проб движение рук приводило к открытию рта без нажимания на ладошки младенца. Они научились также воспроизводить рефлекс Бабкина в ответ на определенные звуки.
Как и мы, младенцы учатся быстрее, когда в их поведение вносится определенная последовательность, хорошая или плохая. Если поведение сопровождается вниманием или определенной наградой, то оно становится более ярким; если за ним следует что-то негативное (наказание), то образ действий становится более слабым или вовсе затухает.
Многие эксперименты с новорожденными показывают, как быстро они вычисляют, что нужно делать, чтобы получить то, что они хотят. В одном из наиболее впечатляющих опытов, иллюстрирующих сказанное выше, однодневный новорожденный освоил опыт поведения, связанный с поворотом головы. Экспериментаторы исходили из известного факта, что младенцы обычно поворачивают головку, когда прикасаются к их щеке. В действительности они проделывают это только в 30% случаев. Если же им давали сладости, частота поворота головки увеличивалась до 83%. Однажды пережив это, младенцы быстро научились поворачивать головку налево на звук колокольчика и направо на звук звонка, чтобы получить сладость. Младенцы быстро познали сладкий вкус успеха.
Затем сигналы поменяли местами, и награда предоставлялась при другом направлении головы. Младенцы, которые выучили поворот головы налево на звук колокольчика и направо при звонке, должны были это забыть и поворачивать направо при звуке колокольчика и налево при звуке звонка, для того чтобы получить награду. Произошел существенный сдвиг в поведении, который дал новый положительный эффект. Новорожденные освоили все эти движения в течение 30 минут. В других опытах младенцы научились поворачивать головку, чтобы получить визуальную награду. Они мотивируются не только сладостями.
Другой тип познавательного опыта основывался на известном факте, что мы перестаем реагировать, если нечто предлагается нам снова и снова, например, шумы, свет, вкусы или запахи. Мы сначала обращаем внимание, потом теряем интерес и, наконец, игнорируем это. Эта важная форма адаптации спасает нас от ненужных усилий повышенного внимания к вещам, которые не имеют к нам никакого отношения.
Ваш младенец будет слушать один и тот же звук в течение некоторого времени, но это не будет продолжаться слишком долго, младенец перестанет слушать. Такой феномен называют привыканием. Через определенное время, однако, этот звук снова вызовет реакцию (потеря привычки). Привыкание или потеря привычки показывают, что ваш младенец может определять разницу между знакомым и новым. Чтобы выявить эту разницу, необходимо помнить, что является старым, уже известным, и определять то, что является новым, — это существенное объединение информации. Такой тип познания позволяет нам по-другому взглянуть на разум вашего новорожденного ребенка.
Новорожденные младенцы продемонстрировали привыкание и потерю привычки на всех пяти видах чувств. 0 привыкании к звукам можно судить по изменению сердцебиения. У младенцев обнаруживалось уменьшение частоты сердцебиений при повторениях одного и того же звука. Изменение тональности вызывало новый интерес, и сердечный ритм быстро учащался. До того, как я узнал об этом, я напевал своему ребенку веселые детские мелодии, тем самым развлекая его, но вскоре я заметил, что наскучил ему, и наблюдал, как он постепенно становился вялым и инертным. Затем я удивил его изменением тональности и темпа исполнения и отметил, как он при этом просиял. Нам обоим это нравилось.
Поскольку привыкание — это нормальная реакция мозга, оно может иметь значение диагностического теста. Травматическое рождение ухудшает привыкание. Некоторые младенцы с травмой мозга не проявляют привыкания вообще; они сдерживают свое реагирование. Дети, матери которых получили высокие дозы анестетиков в родах, могут требовать в четыре раза больше повторений, чтобы выработать привычку к стимулу, чем те, матери которых получили меньше анестезии. Эта разница выявляется при тестировании младенцев в течение месяца после рождения.
Ваш младенец может проявлять некоторые формы привыкания даже перед рождением. Исследования показали, что младенцы, которые провели свои пренатальные месяцы, живя рядом с аэропортом в Осака (Япония), после рождения, находясь в больнице под взлетной полосой, не беспокоились при громких звуках самолетов. В то же время младенцы из более тихих мест, оказавшись в этой больнице, не были подготовлены к шумам аэропорта: половина таких малышей просыпалась и плакала, слыша звуки самолетов.
Еще в матке ваш младенец прислушивается к известным и новым аспектам вашего бормотания и пения, к окружению вашего дома и к тем рассказам, которые вы читаете вслух. Если вы живете в шумном районе, ваш младенец привыкнет к этому шуму и, возможно, будет просыпаться, если вдруг станет подозрительно тихо.
Несколько десятилетий тому назад психологи оценивали, как быстро маленькие дети копируют поведение, которое они видят вокруг себя. Имитация — это один из важных способов, с помощью которого мы все учимся. Однако до последнего времени исследователи детского развития были уверены, что дети не способны учиться с помощью имитации, пока не достигнут годовалого возраста. На основе теоретических рассуждений это было объявлено невозможным; когда нечто подобное случалось, эксперты говорили, что это, возможно, что-то другое.
В сообществах психологов еще можно услышать возражения, но эксперименты, проведенные в различных независимых лабораториях всего мира, показали, что новорожденные действительно могут имитировать.
Это является первоклассным отражением силы детского мозга, оно представляет собой парадоксальный вид познания — познание без утомительного повторения (классические условия, привыкание) и даже без практики. Это комплекс врожденной ментальной способности.
Если вы поймаете момент, когда ваш младенец спокоен и наблюдает (не занят чем-то) и высунете свой язык, то, возможно, увидите попытку имитации. Это было систематически изучено Эндрю Мельтцоффом (Andrew Meltzoff) и Кейт Мур (Keith Moore) в Вашингтонском университете. Они собрали группу новорожденных, расположили их в удобных мягких креслицах в обычной внешней обстановке и показывали им различные жесты: высовывали язык, выпячивали губы, открывали рот или поочередно двигали пальцами.
Все записывалось на видеокассету, одна камера была направлена на лица младенцев, а другая — на лицо экспериментатора. Младенцы никогда прежде не видели лица экспериментатора. Все происходившие реакции оценивала группа экспертов, не знавших, какой из четырех жестов демонстрируется. Младенцы были способны имитировать все жесты.
Они могли также запоминать жесты и имитировать их после короткой паузы. Исследователи клали соски в рот младенцев в течение 2,5 минут после определенного жеста, тем самым намеренно предупреждая внезапную реакцию. Когда соску убирали изо рта, младенцы продолжали имитировать тот жест, который они видели за 2,5 минуты до этого. Это демонстрирует как память, так и имитацию. Мельтцофф назвал это внутренним свойством, которое дает возможность новорожденному с самого рождения участвовать в социальной жизни.
Новорожденные могут также имитировать значимые эмоциональные чувства. В возрасте тридцати шести часов они успешно имитировали "взрослые" выражения счастья, печали, удивления, о чем сообщают Тиффани Филд (Tiffany Field) с коллегами из университета Майами. Выражения были точно определены наблюдателями, которые имели возможность видеть только рот, глаза и брови младенца. Надежность этих экспериментов была проверена видеозаписью выражений лиц младенцев и взрослых, которые появлялись параллельно. Последующие эксперименты той же группы показали, что недоношенные новорожденные могут делать то же самое. Филд называет имитацию "очень индивидуальным свойством".
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 588;