МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное ис­кусство) — метафора, с помощью которой Сократ про­яснял сущность своего метода

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное ис­кусство) — метафора, с помощью которой Сократ про­яснял сущность своего метода философствования, спе-

цифицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна". Развернутое описание "метода" М. осуществил Платон: "Теперь мое повивальное искус­ство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей жи­вых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, не­справедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал сво­его невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вы­нуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого откры­тия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нра­вилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необы­чайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и по­могая им в этом деле, я награжден — я и боги". М. ба­зируется на отождествлении философа с носителем чи­стого сознания, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ниче­го". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необ­ходимы процедуры очищения и уточнения, что осуще­ствляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. По­следнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)

Д.В. Майборода








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 866;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.