Классическое и неклассическое представление природы
Изучая природу, человечество накопило сведения о положении небесных тел, чередовании дня и ночи, последовательности времен года и т.д. В повторяющихся сходных условиях результаты наблюдений воспроизводятся однозначно, при этом прибор и наблюдатель не влияют на поведение объекта. Такой тип мышления в теории познания получил название классическойстратегииестественнонаучногомышления (КСЕМ) или «мышлением астронома». Родоначальниками КСЕМ являются Левкипп, Демокрит, Эпикур. В дальнейшем КСЕМ нашла развитие в работах Коперника, Бекона, Декарта, Ньютона и Максвелла.
Согласно КСЕМ, в природе нет случайностей, в ней все строго закономерно. Все явления природы имеют свои причины. При определенных условиях процессы повторяются однозначно. Все картины объектов и явлений природы наглядны. Познавательная возможность человека не ограничена. В природе нет "скрытых" параметров, все "тайное" рано или поздно становится известным.
В ХХ веке наука о природе обогатилась данными, выходящими за рамки КСЕМ. Это теория теплового излучения Макса Планка, квантовая теория атома, теория броуновского движения, теории Эйнштейна и Смолуховского. Стало известно, что КСЕМ имеет ограниченную возможность в познании мира, хотя ей присуща вера в безграничное величие разума. Однако человек «столкнулся» со случайностью при изготовлении пищи и усовершенствовании орудия труда. Кроме того, выяснили, что при однозначных начальных условиях не всегда удается точно предсказать результат. Особенно это заметно в кулинарии и металлургии.
Следовательно, природе присуща случайность, не подвластная контролю со стороны человека. Химики постоянно «сталкиваются» со случайностью, когда проводят химические реакции. Все это привело к тому, что в теории познания сформировалась другая система восприятия мира – неклассическаястратегияестественнонаучногомышления (НСЕМ) или «мышлением химика». В основе НСЕМ лежит представление о случайности как о фундаментальном свойстве природы.
О НСЕМ писал еще Эпикур, затем она нашла развитие в трудах Больцмана, Планка, Эйнштейна, Бора, Гиббса, Гейзенберга и других. Присутствие случайности в явлениях природы связано с неконтролируемым воздействием на объект со стороны окружения. Неконтролируемые воздействия приводят к флуктуациям, т.е. к случайным отклонениям характеристик объекта от средних значений. Флуктуацияуказывает на вероятностный характер явлений природы.
Согласно НСЕМ, наблюдатель и прибор «слиты» с объектом и являются соучастниками события. При каждом акте измерения объект претерпевает изменения. Это указывает на динамизм мира, поэтому понятие состояния является ключевым понятием НСЕМ. Согласно НСЕМ, наблюдатель воспринимает объект целиком, одномоментно, т.е. в нем мир отражается в виде сложной системы взаимодействия частей и целого.
Значимость КСЕМ и НСЕМ грандиозна, так как они взаимно дополняют друг друга в понимании природы и являются интеллектуальной культурой образованного человека.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1137;