Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Культура – это система знаний, ценностей и норм, с помощью которых люди взаимодействуют друг с другом. Она охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Английский историк и писатель Чарльз Сноу разделил культуру на две части: научно-техническую и художественно-гуманитарную. Он утверждал, что между представителями этих двух культур отсутствует взаимопонимание и многие негативные явления, происходящие в обществе, связаны с названным разделением. На самом деле у людей преобладает та или иная часть культуры. У таких людей происходит девальвация (обесценивание) нравственных норм и духовных ценностей. Они видят реальность фрагментарно и не в состоянии правильно реагировать на природные и социальные катаклизмы(внезапные бедствия), такие как экологический кризис или экономическая нестабильность. Такие люди не могут комплексно решать проблемы.
Бытует мнение, что гуманитарная культура является полноценной и основной культурой. Однако, в настоящее время, науки о Природе достигли таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы человеческого мышления и духовный мир человека. Следовательно, естественнонаучная культура стала полноправной частью единой общечеловеческой культуры. Таким образом, естественнонаучная и гуманитарная культуры представляют собой единое целое. Они неразрывно связаны между собой в материальных и духовных отношениях в системе "Человек-Общество-Природа".
Культура делится на материальную и духовную. Элементы материальной культуры - это строения, транспорт, производственные и торговые предприятия, одежда, бытовая техника и др., которые являются показателями уровня развития общества, определяющими цивилизацию государств и этносов.
Духовный мир делится на три части: науку, искусство и религию. Религиозные знания связаны с понятием веры. Религиозные люди считают, что «в это я верю и не нуждаюсь в доказательствах». Искусство отражает реальность в художественных образах, оно связано со словами «я чувствую». Наука - это объективный способ познания мира, т.к. он доступен экспериментальной проверке. Наука исключает из себя всё то, что не может подвергаться экспериментальной проверке.
Часто ненаучные «остроумные» утверждения приобретают авторитет «научности». Иногда это используют недобросовестные люди с целью получения выгод политического, идеологического или материального характера.
Науку делят на естественную и гуманитарную, соответственно культуру делят на естественнонаучную и гуманитарную. Естественнонаучная культура - это система знаний о природе, а гуманитарная - это система знаний о человеке и человеческом обществе.
Естественнонаучная культура основывается на знаниях естественных наук: физики, химии, биологии, геологии и др. Например геология, геохимия, геофизика, география и др. исследуют Землю и вещества Земли. Биологические науки исследуют живую природу от протобионтов до биосферы.
Гуманитарная культура основывается на знаниях истории, религии, философии, искусствоведения, филологии, юриспруденции и других наук.
Основные различия между естественными и гуманитарными науками таковы:
1.Объекты исследования. Естественные науки изучают более простые объекты и явления природы, а гуманитарные науки изучают самые сложные объекты: человека и человеческое общество. Естествознание ориентировано на нахождение общего закона, а гуманитарные науки ориентированы на выявление особых и уникальных явлений.
2. Объяснение и понимание. В естествознании на основе принципов, законов и теории объясняются отдельные факты и явления природы. В гуманитарных науках нельзя подвести уникальные и неповторимые явления под единую теорию. Поэтому вместо объяснения применяется метод понимания. Понимание это интерпретация или толкование смысла явлений или событий, понимание целей, намерений или мотивов в деятельности людей.
Понимание реализуется двумя путями: психологическим и теоретическим. Психологическое понимание – это стремление одного человека к переживанию чувств или настроений другого. Например, литератор, искусствовед и т.д. проникают в духовный мир другого человека. Теоретическое понимание– это интерпретация или истолкование определённых фактов или событий. Таким образом, объяснение сводится к логическому выводу, а понимание – к интерпретации.
2.2. Наука – ведущая форма культуры ХХI века
В эпоху научно-технического прогресса наука приобрела ведущую роль в формировании культуры. Это связано с тем, что научно-технический прогресс создавал и создает условия для преодоления профессионально-культурной замкнутости специалистов, так как они вынуждены участвовать в решении комплексных междисциплинарных проблем.
Наука – это определенный вид знания, особая сфера общественной деятельности людей. Задачами науки являются накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познаёт объективные законы природы. Она, раскрывая закономерное изменение явлений природы, предсказывает ход событий. Для достижения своих целей наука вырабатывает методы познания и специальный язык для точного выражения, полученного знания.
Вечный идеал науки - это объективная истина. Наука имеет особую цель отделить истину от заблуждения. Истина – это знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта, оно обусловлено объектом познания, его свойствами и закономерностями. Истина бывает относительной и абсолютной. Абсолютная истина – это точное, полное отражение действительности. Это вечная истина. Абсолютные истины – это фундаментальные принципы и законы, которые при уточнении границ их действия остаются вечными завоеваниями науки.
Однако всякая истина относительна, потому что отражает объект в определённых условиях и в определённых границах. Никакой объект никогда не может быть познан до конца вследствие бесконечной сложности его структуры и свойств. Это указывает на бесконечности познания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Каждая относительная истина – шаг вперёд к достижению абсолютной истины. Каждая новая теория выявляет сферу применимости старых, но не отменяет их. В этом заключается содержание принципа соответствия. В ХХ веке наука превратилась в непосредственную производительную силу и причину научно-технического прогресса и стала ведущей формой культуры XXI века.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1328;