Александр Яковлевич Таиров
Таиров Александр Яковлевич (настоящая фамилия Корнблит) — русский актер, режиссер, народный артист РСФСР. Родился 24 июня (6 июля) 1885 г. в городе Ромны Полтавской губернии в семье учителя. Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н. Островского. В 1904 г. поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 г. перевелся в Петербургский университет.
Летом 1904 г. дебютировал как актер в Бердичеве и Житомире в труппе Драматического товарищества под руководством А.Н. Лепковской, сыграл Петю Трофимова в «Вишневом саде» А.П. Чехова. Осенью того же года выступил на сцене киевского Железнодорожного театра под управлением К.И. Соловцова. В 1905 г. вступил в труппу М.М. Бородая в Киеве, играл в пьесах Шекспира и Гауптмана. За участие в организации всеобщей забастовки киевских театров в октябре 1905 г. подвергся аресту.
В 1906 г. — в труппе «Новая драма» А,А. Пасхаловой. Сезон 1906-1907 гг.- Таиров провел в петербургском Театре В.Ф. Комиссаржевской, где главным режиссером в ту пору был В.Э. Мейерхольд. Но общего языка с Мейерхольдом Таиров не нашел: «Принимая целиком его разрушительную платформу по отношению к старому театру, я в то же время не принимал его созидательной платформы».
В 1907 г. Таиров вступил в труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Литовском Народном доме в Петербурге. Помимо насыщенной актерской деятельности он предпринял здесь и режиссерские опыты — поставил шекспировского «Гамлета», «Дядю Ваню» Чехова. Исполнял роли в собственных спектаклях.
Расставшись в 1909 г. с труппой Гайдебурова, работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга, ставил драматургию Чехова, Горького, Ибсена, Байрона, Шоу, Гауптмана, Шиллера, много играл в своих и чужих постановках. Со временем Таиров-режиссер берет верх над Таировым-актером.
После окончания Петербургского университета в 1913 г. Таиров приехал в Москву с намерением не заниматься театром, поступил на работу в Московскую адвокатуру. И в том же году принял приглашение К. А. Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. Таирова привлекли гарантии полной творческой независимости, свободы от узких жанровых ограничений.
25 декабря 1914 г. Таиров, его жена, и первая актриса, покинувшая ради Свободного театра Художественный, открывают свой собственный театр, который назвали Камерным. Как и многие его современники, режиссер стремился к синтезу, союзу театра со смежными видами искусства — музыкой, балетом, живописью. Таировская программа была четка и последовательна, симпатии и антипатии — конкретны и внятны. В своем театральном манифесте «Записки режиссера» и в ряде других публикаций Таиров утверждал, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (подразумевался Художественный театр) и Условному (театр Мейерхольда).
Рожденному им театральному организму, обозначенному как «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма, Таиров отводил роль синтеза. Парадокс состоял в том, что вопреки таировскому лозунгу «театрализации театра» и призывам к избавлению от гнета драматурга и художника, Камерный театр вошел в историю как театр большой литературы и изысканной живописи.
В 1923 г. Таиров организовал при театре училище — Высшие государственные экспериментальные театральные мастерские, с четырьмя факультетами: актерский, режиссерский, историко-теоретический и хорео-пантомимический. Принципиальным требованием при обучении была тесная взаимосвязь между студентами-актерами и студентами-режиссерами.
Приложение 3
Т
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 746;