Мусульманское движение
После Февральской революции активизировалось мусульманское движение национальных регионов России. В апреле 1917 г. проходили мусульманские съезды Туркестана, Башкирии, Татарии, Кавказа.
Например, в апреле 1917 г. проходил мусульманский съезд Туркестана, который защитил идею федерализма. На съезде избрано — Центральное Шуро (совет) мусульман Туркестана, призванное отстаивать интересы местного населения. Его председателем был избран — Мустафа Шокай.
В мае 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд мусульман.
Рассмотрены вопросы:
· Об отношении к войне («…мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки»);
· Создание Российской демократической республики на национально- территориально-федеративных началах;
· Женский вопрос — запрещение многоженства и калыма; «Мусульманки, как в политических, так и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами» (250 мулл выступили против резолюции съезда);
· Рабочий вопрос — введение 8-часового рабочего дня и еженедельного праздничного отдыха в 42 часа;
· Введение всеобщего обязательного бесплатного начального образования на родном языке.
В Центральное Шуро (совет) мусульман России от Казахстана вошли — Ж. Досмухамедов, А. Досжанова. В июле 1917 г, состоялся II Всероссийский съезд мусульман, выработал платформу к предстоящим выборам в Учредительное собрание.
17-20 сентября 1917 г. на съезде туркестанских и казахских мусульман «Улема», приняли участие делегаты Туркестана, Уральской, и Тургайской областей. Съезд провозгласил создание партии «Иттифок-и-муслимин» (Союз мусульман).
Основная идея партии: создание Туркестанской территориальной автономии в составе Российской республики на парламентских началах.
Основные органы республики: законодательный (Туркестанский парламент), исполнительный (Секретариат и республиканское правительство) и Сенат «Махкама-и-Шария» (Палата законов) - избираются на основе всеобщего, прямого и тайного голосования с обязательным пропорциональным представительством в нем всех народностей, населяющих Туркестанский край. Охрана внешних границ, почта, телеграф, железные дороги были переданы в компетенцию правительства Российской республики.
Партия «Уш жуз» (киргизская социалистическая партия).
Партия создана осенью 1917 г. Председатель — Кольбай Тогусов. Придерживались большевисткой ориентации. Печатный орган газета «Ушкын» («Искра»).
Тактика партии «Уш-жуз» с осени 1917 по начало 1918 г.:
Первоначально партия находилась в союзе с социал-демократическими организациями.
С января 1918 г. активно участвовала в установлении Советской власти в Казахстане. С начала 1918 г. стали союзниками большевиков в их борьбе против алашординцев.
Социал-демократические движения (РСДРП):
В марте 1917 г. в Омске, Оренбурге, Уральске, Ташкенте и Верном оформились легальные социал-демократические организации.
В большевистскую партию после февральской революции вступили — А.Асылбеков, Б.Серикбаев, С.Мендешев, Т.Бокин, М. Жанибеков, С. Арганчеев, С.Сейфуллин, Т.Рыскулов, А.Майкутов и др. С мая 1917 г. руководитель «Объединенного союза мусульманских рабочих» г. Верного, большевик с 1918 г. А. Розыбакиев. В крае, где рабочий класс составлял лишь 1,2 проц. населения, решающую роль в борьбе за власть Советов сыграли солдаты местных гарнизонов, а также запасных полков, готовивших маршевые роты для фронта, беднейшие слои казахских шаруа и крестьян-переселенцев.
Движение кадетов:
После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске, Петропавловске, Кустанае, Уральске, Усть-Каменогорске работали организации кадетов. В Семипалатинске кадеты издавали свою газету «Свободная речь». Отторжение казахской интеллигенции от кадетов произошло потому, что кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. После февральской революции член ЦК кадетской партии А. Букейхайов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии.
Молодежные организации:
Активно работали молодежные организации, которые в то время уже были созданы в некоторых городах и аулах Казахстана.
§ В 1917 г. в Аулие-Ате, Мерке — «Революционный союз казахской молодежи», его возглавил Т.Рыскулов.
§ В Акмолинске — «Жас казах».
§ В Петропавловске — «Талап».
§ На Спасском заводе — «Молодое сердце».
Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин, Т.Рыскулов) самоотверженно боролись за установление Советской власти в Казахстане.
Историческое значение Февральской революции:
Ø Приостановила политику геноцида царского правительства;
Ø В национальной политике объявлено о приверженности к общечеловеческим ценностям - свободе и равенству народов;
Ø Движение 1916 г., вслед за ним Февральская революция 1917 г. всколыхнули большинство народных масс Казахстана, способствовали ускорению развития исторического процесса.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 2469;