Огузское государство
Тюркоязычныеогузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. Позже огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент(НоваяОгузия) на берегу Сырдарьи.
О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная основа»), другие - от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»).В «Письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского правителя». Это - свидетельство значимости одного из высших деятелей Огузского государства и важной роли огузов среди других тюркоязычных племен. В «Письменах Культегина» есть слова «народ тогуз-огузов подчиняется мне», «Культегин находится среди огузов», что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой.
В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огузов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион.Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев, арабские свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. Огузы делились на племена, в которых было множество родов. По свидетельству Махмуда Кашгари (XIв.) первоначально они состояли из 24 племен. Крайне интересные сведения о племенах огузовIX–X вв. содержатся в географическом трудеИбн ал-Факиха (X в.), где он сообщает, что огузы наряду с кимеками и токуз-гузами, являются «царями» и больше других почитаются у тюрок. Фактические данные письменных источников позволяют заключить, что огузы имели свою государственность, которая сложилась в конце IX и начале X веков.
Государственное устройство огузов. Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу(ябгу).Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал,для их воспитания назначались специальные наставники - атабеки.У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши. Джабгу советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению.У джабгу были и официальные советники, так называемыеколь еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш.С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великомуи малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме»(XIII в.), где говорится: «Огузский каган созвал великий курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя, что называлось «бозок» (дословно: «белая стрела»), с левой - представителей знати, вождей - «ушок» («три стрелы»). При избрании кагана преимущество было на стороне «белой стрелы». Согласно преданиям, огузскиепрвители «выбирались» из наиболее могущественных «ханских уругов», а само «избрание» производилось по торе – своду неписанных правил обычного права. В его основе лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем. Огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным.
Хозяйство и быт огузов. Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. Уполукочевых племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, а некоторая их часть - у подножий Улытауских гор. Огузы перемещались с одного места в другое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Впрягали в них волов или верблюдов. Огузы выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот). В арабских средневековых письменных источниках говорится и о выращивании курдючных овец. Ибн Хаукальписал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульских овец. Другие факты свидетельствуют о содержании огузами крупных двугорбых верблюдов.
Огузы занимались не только скотоводством, но часть из них - и земледелием. Расселялись огузы общинами. Письменные источники подтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и оседлыми. Оседлость их доказывается наличием в нижнем течении Сырдарьи таких городов, как Жанкент, Дженди Жуара.Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнаки Сауранв среднем течении Сырдарьи. Историк подчеркивал, что городские жители никуда не кочуют и ни с кем не воюют. Они - постоянные оседлые жители.Основным, относительно высокоразвитым видом домашнего промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса), саба (посуду для брожения кумыса) и другие предметы обихода. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрты, текеметы (большие кошмы с узорами), ковры (сырмаки), арканы, привязи для ягнят и жеребят, а также другие необходимые в хозяйстве изделия. Одежду шили и из шкур зверей.Животноводческая продукция удовлетворяла не только внутренние потребности, но и использовалась для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем.
Предметы повседневного быта, в том числе инструменты, орудия труда, оружие и другие предметы обихода огузы изготавливали сами. По письменному свидетельству арабского историка аль-Жахиза, «тюрки все предметы кустарных промыслов делают сами... изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое».Судя по находкам, найденным при археологических раскопках, огузы занимались и гончарным делом. Вместе с тем аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и других металлов ювелирные украшения. Эти факты подтверждаются археологическими раскопками. Так, например, с мест поселений и из захоронений огузов извлечены железные изделия, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы, остатки кошм и кожаных изделий, оружие и различные предметы керамики. Как видим, у огузов домашние промыслы и ремесла были высокоразвиты. Свои необходимые потребности в продуктах, одежде, оружии, орудиях труда и т.п. они удовлетворяли собственными силами.
Внешняя политика государства огузов. Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). О войне с печенегами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «…Слева находилась страна кагана Урума. У него было премножество войск, городов. Этот Урум-каган не хотел считаться с Огузом, не выполнял его приказы, не хотел подчиняться.Разгневанный Огуз собрал огромное войско и пошел воевать с Урумом. Через сорок дней доехали до подножья горы Музтаг. Раскинули свои шатры, готовились к сражению.
…Была река Итиль (Волга)... Здесь на берегу большой реки Итиль у подножия темной горы началось кровопролитное сражение, бились стрелами, копьями, саблями. Сеча была жестокая, погибло много войск. Вода Итиля стала кроваво-красной. Огуз победил. Урум-каган бежал. Огуз захватил страну Урум-кагана, перебил многих людей, досталась ему огромная добыча». Это сообщение свидетельствует о сокрушительной победе огузов над печенегами. В 965 году между огузскимджабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Об этом событии в «Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен договор с СаклапомУрысбекоглы» (Саклап - это Святослав).
В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах и летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию, Восточный Туркестан и китайские земли.Свидетельство арабского географа Аль-Якуби (IX в.) интересно не только упоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами, кимаками.
Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.Вместе с огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период правления хана Алив конце X и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд захватили сельджуки. Позднее горожане сумели изгнать сельджуков из своего города.
Расцвет Огузского государства начался в период правления наследника хана Али - Шахмалика.Он в 1041году завоевал Хорезм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Огузское государство перестало существовать.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 4022;