Тема № 12 Традиционная культура казахов.
В период Казахского ханства в 16-18 веках сложилась традиционная культура казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм отображал особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор — қалпақ., а также остроконечный женский головной убор — саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух — тымақ, бөрiк с меховой опушкой, тюбетейку — тақия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы — үкi (филин). Белдемше — распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек — женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, — это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье — койлек, шаровары — шалбар. Зимой надевали тулуп — тон, шубу — күпi, от дождя их защищал войлочный плащ — кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги — саптама, ичиги — мәсі, войлочные чулки — байпак, кожаные калоши — кебiс, сандалии — шоқай. Широко использовались пояса, пряжки, бляхи, ремни — белдік, белбеу. В качестве украшений служили медальоны, подвески, браслеты, кольца, большие шаровидные пуговицы. Они покрывались зернью, инкрустацией, эмалью, финифтью, цветными камнями, жемчугом, кораллом, перламутром. При изготовлении украшений казахи отдавали предпочтение серебру, золото использовалось редко.
Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз — гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты; текемет — постилочная кошма из войлока, украшенная узором, который вдавливали, валяя шерсть, свернутую с циновкой, валяли ногами, предплечьями, поливая горячей водой. Сырмак: — постилочное полотно, украшенное нашивками разноцветного войлока методом аппликации, грани рисунка и бордюры отделывались цветными шнурами. Постилочное полотно сырмак: отличается тем, что был вышит по войлоку разноцветными шерстяными нитками, а түскиiз — войлочный настенный ковер украшался техникой аппликации. На горизонтальном ткацком станке — өрмек — ткали из верблюжьей шерсти алаша — постилочное полотно, сшитое из полос, баскұр — тканые полосы для внутреннего убранства юрты, шепкен — домашнее сукно.
Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. Это были мотивы зооморфные: кошқар мүйiз — бараний рог, марал мүйiз — олений рог, қос мүйiз — двойной рог, сынық мүйiз — сломанные рога, кыңыp мүйiз — кривые рога, табан — ступня, туйе мойын — верблюжья шея, қаз мойын — гусиная шея, құс канат — крылья птицы, өркеш — горб (верблюжий), өрмекшi — паук; растительные: ағаш — дерево, жапырақ — листок, үш жапырақ — трилистник, гұл — цветок, өткiзбе — вьющийся стебель, шиыршық — завиток; космогонические: дөнгелек — солнечный круг, төрт құлақ — крестовина из четырех лучей, шимай — спираль, шеңбер — окружность, обруч, жұлдыз — звезда, айшық — полумесяц, шұғыла — луч солнца, зарево, бiтпес — бесконечность. Геометрический орнамент содержал остроконечник — сүйiр, зигзаг — ирек, кольцо — балдақ, крючок — қармақ, четыре треугольника — төртүшкіл, амулет — тұмар, цепь — щынжыра. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свои символы: синий — небо; красный — солнце, огонь; белый — истина, радость, счастье; желтый — разлука, печаль; черный — символ земли; зеленый — молодость, весна.
В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки — бәйге, борьба — күрес, борьба двух всадников — сайыс, қызқуу — догони девушку, борьба за тушу козла — көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами — состязанием акынов-импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года — Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия — 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо — наурыз көже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на отведенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение — определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.
Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Из конины готовили қазы — ребра с межреберной тканью и жиром после засолки вкладывали в кишки, затем сушили, коптили. Шұжық — колбаса из отдельно нарезанных кусков конины. Жал-жая — погривная и набедренная часть конины. Қарта — не обезжиренные лакомства из кишок. Мясо хранили в қарыне — рубцах. Животное резали по определенным правилам, тушу разделывали строго на части — жiлiк. Бас — голову, жанбас — подавали почетным гостям. Блюдо из вареного мяса называли просто — ет (мясо) или ас (но не бесбармак). Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, қатық, қаймақ, сарымай, құрт, ирiмшiк, сүзбе, шалап, көже (тары көже, бидай көже, жүгерi көже и т. п.), из кобыльего молока — қымыз, из верблюжьего — шұбат. Одного только кумыса существовало несколько видов. Для детей и стариков — саумал қымыз — малосброженный кумыс с добавлением парного кобыльего молока. Түнемел қымыз — созревший в течение двух суток, его пили с лепешкой, куртом. Үшкүндiк қымыз — крепкий, выдержанный в течение трех суток, его пили взрослые. Хлеб пекли разных видов, например таба нан, шелпек, тандыр нан. Из алкогольных напитков была боза — брага из перебродившего кислого молока, проса и пшеницы.
Характерной для кочевого казахского быта была и посуда. Например, саба — емкость конической формы из кожи, вмещающая до 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шубата. Для перевозки кумыса существовала другая кожаная емкость — сүйретпе, а объемом до 3–4 литров — торсық. Ведра-подойники изготавливались из дерева — шелек, кожи — көнек, тыквы — қауақ. Пиалы (кесе) перевозили в войлочном чехле — кесеқап. Мясо подавали на деревянном блюде — табақ, кумыс наливали в глубокие миски — тегене, затем черпаком — ожау разливали в деревянные пиалы — тостаған. Масло делали в маслобойке кубi. Мясо варили в казане, разновидность которого — тай қазан использовался для приготовления мяса целой лошади. Пищу готовили на очаге (ошақ).
В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-Жар». В Степи существовал институт родственных связей «Жеті ата» — «Семь колен», то есть человек должен был знать своих предков — «баба» до седьмого колена. Этот институт выполнял очень важные функции в казахском обществе. Во-первых, это была живая история, история рода, жуза, этноса, поскольку от каждого члена сообщества требовалось не просто перечисление своих предков, но и знание их дел, черт характера, физического облика и целого ряда других подробностей. Так поддерживалась и передавалась из поколения в поколение историческая память. Во-вторых, это постоянное возобновление родственных связей, установление новых, это основа самосознания индивида и сознание единства всего этноса. Дети одной семьи через семь колен становились крупным родом, что создавало единство языка, традиций, культуры. С восьмого колена отделялся самостоятельный род. В-третьих, это инструмент воспитания, на примере «Жетi ата» воспитывалось стремление следовать примеру предков. В-четвертых, это была вера, поскольку у казахов был культ духа предков «аруақ». Это была вера не в какие-то абстрактные, потусторонние силы, а в непосредственных предков, что делало религиозные чувства кровным делом каждого, делало их рациональными. В-пятых, «Жетi ата» — это мощный регулятор общественной жизни, он регламентировал права, обязанности, статус, запреты, санкции, этикет. Эта норма родственных связей определяла многое, вплоть до пространственного расположения людей в юрте, за дастарханом, атмосферу общения. И, наконец, «Жетi ата» служил гарантом здоровых генетических корней этноса, поскольку запрещалось вступать в брак родственникам до седьмого колена.
Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Цикл начинался с года мыши (тышқан), затем шли годы коровы (сиыр), барса (барыс), зайца (қоян), дракона — улитки (ұлу), змеи (жылан), лошади (жылқы), барана (қой), обезьяны (мешiн), курицы (тауық), собаки (ит), кабана (доңыз). Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды, — есепшi. Казахи имели свои представления о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетiген — семерка, Жетi қарт — семь старцев и т. п. Это созвездие служило астрономическими часами, по которым происходила смена сторожей стад.
В XVI-XVII вв. казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба — Тенгри. Казахи почитали дух земли — Жер ана, воды — Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. Историк Ибн Рузбихан писал: «… известно, что среди казахов все еще держатся некоторые признаки неверия, например, сохранилось идолопоклонство. Хотя они совершают намазы». Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Культ духа предков — аруақ выражался в почитании предка — члена рода, в трудные минуты жизни, например, идя в бой, призывалось его имя. Ему приносили жертву, просили о чем-нибудь, например, бездетные — сына. Почитались кости животных, нельзя было проливать молоко. Шаманы - бақсы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы — амулеты, непременно имели посох. Авторитет их был высок, люди испытывали страх перед ними. В зависимости от силы и могущества духа предков, с которыми бақсы вступают в связь, они делились на великих, больших и мелких. Великие лечили всех больных, резали животы, помогали при родах, гадали. Большой бақсы мог воткнуть саблю до эфеса в горло, лизал языком раскаленное железо, бил себя изо всей силы в грудь топором, и все это сопровождалось игрой на кобызе. Становясь все более и более неистовей, бақсы падал, а через некоторое время вставал и говорил, что во время обморока его дух сказал следующее. Вокруг бақсы складывались легенды, небылицы. Бақсы занимались лечением (были травники, костоправы), изгоняли злых духов, таких как жын (джин, бес), албасты — дьявол в образе женщины, сорель — вроде лешего, жившего в дремучих лесах, кон-аяқ — человекообразное существо с ремнями вместо ног, жезтырнақ — демон в образе старухи с металлическими ногтями. Эти злые духи, злые силы, согласно бытовавшим верованиям, наносят вред людям, мешают достижению цели, вызывают заболевания, нередко убивают людей.
В XVI-XVII вв. в Казахстане развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами — акынами, сказителями — жырау. В то время, например, творил жырау Шалкииз Тленши-улы (1465–1560), согласно воззрениям которого главное, к чему должны стремиться человек и народ, — это честь и свобода. Вечные духовные ценности — «здоровое слово» и мудрость. Дурное — зависть. Он считал, что хан должен добросовестно служить народу, проявляя мудрость, осмотрительность, справедливость. Также были известны имена Доспамбет-жырау (ХVI в.), Жиембет-жырау (ХVII в.). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относится «Козы-Корпеш и Баян Слу» — степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слушаш». На начальном этапе становления и развития Казахского ханства жил и творил, по словам Ш. Уалиханова, «кочевой философ» Асан-Қайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший о «земле обетованной». Он был при дворе хана Жанибека. Асан-Қайгы воспевал любовь и сострадание. Главные ценности — это искренность и честь, противоположные источникам зла — дурному слову и лжи.
Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг. Создавались исторические генеалогии — шежире. Первым памятником казахской исторической литературы является книга «Джами ат-таварих» (сборник летописей), посвященная истории казахов ХV-ХVI вв. Автор книги — бий Кадыргали Жалаири (ок.1555–1607). Он является автором первого памятника казахской исторической литературы. В ХVI в. жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и Рашиди» содержит бесценные исторические факты. Книга вобрала в себя фольклорные и устные генеалогии правителей. Этот труд является крупным источником по истории Могулистана, Казахского ханства и империи Бабура.
В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, қобыз, сыбызғы. Среди других музыкальных инструментов были известны шертер, сазген, данғыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, уiлдек, керней, дудыға, тоқылдык:, асатаяқ, туяқтас, адырна, сырнай, ауыз сырнай, үшқуруқ, жетiген. Одной домбры было до десяти разновидностей, различавшихся по форме корпуса, количеству струн, по размеру, существовала двусторонняя домбра, домбра с полым грифом. Кобыз также имел несколько разновидностей: қылқобыз, нарқобыз, жезқобыз. Музыканты не только владели виртуозной техникой игры на этих инструментах, но и создавали своеобразные инструментальные произведения — кюи на разные темы.
В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 11340;