Вопрос классификация гр зданий
Архитектурный макет (макет ─ франц. maquette) ─ это объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.
Макет выполняется в целях приближения творческого замысла к реальности. Он позволяет более наглядно моделировать архитектурную композицию. Роль макетирования в архитектурном проектировании очень велика. Макет, особенно хорошо выполненный, дает более наглядное представление о проектируемом объекте, чем ортогональный чертеж, позволяет выявить связь архитектуры с окружающей средой. В процессе обучения работа с макетом способствует развитию пространственного воображения и более четкому выявлению планировочной структуры. Макет позволяет лучше ощутить архитектурную пластику форм и размеры пространства. Он выполняется для различных целей.
Можно выделить рабочие макеты, демонстрационные и экспериментальные. Рабочее макетирование является основным в обучении и работе архитекторов. Оно помогает творческому поиску и позволяет проверить верность основных пространственно-композиционных идей. Демонстрационный макет является эффектным дополнением к рабочим чертежам. Он выполняется, как правило, из высококачественных материалов. В экспериментальных макетах применяются нестандартные материалы, например, ПВХ-пленка или сотовый поликарбонат (рис. 44,45).
В зависимости от назначения и масштаба макет может отражать во всех деталях проектируемый (существующий архитектурный объект) в объемах и интерьере (в этих случаях макет называется моделью) либо выполняется в той или иной степени детализации элементов.
Архитектурные макеты можно классифицировать:
─ по масштабу;
─ по основному материалу;
─ по типу отображаемых объектов;
─ по классификации объектов;
─ по степени механизации и электрооснащенности (рис. 46).
Восприятие объёмно-пространственной композиции проектируемых зданий и сооружений на чертеже существенно отличается от восприятия построенного объекта (т.е. натурного восприятия), поэтому при обучении студентов-архитекторов применяется макетный метод, который применительно к объемному архитектурному макетированию получил наименование макетно-модельного метода(рис. 47).
Рис. 44. Макет общественного здания
Рис. 45. Макет центра жилого района
Рис. 47. Макетно-модельный метод
Процесс учебного макетирования складывается из нескольких последовательных стадий:
1) процесс поиска композиции ─ изготовление одного или серии рабочих макетов;
2) вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;
3) склеивание макета и подмакетника;
4) крепление макета к подмакетнику.
При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:50 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.
Для выявления масштаба макеты необходимо дополнять деталями:
─ габаритными фигурками людей;
─ малыми архитектурными формами;
─ транспортом;
─ элементами озеленения.
В зависимости от вида и назначения макет состоит из нескольких частей таких, как:
─ подмакетник;
─ рельеф;
─ объемы зданий и сооружений;
─ элементы планировки;
─ малые архитектурные формы;
─ элементы декоративно-прикладного искусства;
─ элементы геопластики и водные устройства;
─ озеленение;
─ детали оформления (рис. 48).
Подмакетник. В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие ее элементы, но и подмакетник. Размер подмакетника определяет силу воздействия композиции на пространство организуемой подосновы. Изменяя размеры подмакетника, можно видеть, как меняется восприятие характера композиции: в одних случаях это ощущения напряженности, неустойчивости, в других -спокойствия, статичности .
Особенно наглядно значение подмакетника проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где ему самим содержанием задания отводится роль композиционного элемента и ставится задача ─ «организовать заданную территорию».
Рис. 48 . Составляющие архитектурного
макета
Таким образом, подмакетник как активный элемент заранее включается в композицию. При этом может быть несоответствие между выбранным размером подмакетника и элементами, организующими пространство:
─ если приведенная масса элементов больше организуемого пространства и подчиняет его, может возникнуть ощущение его сжатости, затесненности (рис.49);
─ если приведенная масса элементов небольших размеров, то композиция в некоторых случаях может казаться распадающейся; отсутствует ощущение связи, взаимодействия между элементами.
Имеет значение не только размер, но и форма подмакетника:
─ для объемной композиции подмакетник имеет чаще всего форму квадрата;
─ для фронтальной ─ прямоугольник, фронтально расположенный к главному лучу зрения;
─ для глубинно-пространственной – прямоугольник, направленный в глубину.
Можно сказать, что форма подмакетника адресует композицию, подчеркивает, к какому виду она относится. Подмакетник может иметь пластическую проработку (рис. 50).
Рис. 49. Макет по ОПК на тему «Тектоника»
Рис. 50. Макет по ОПК на тему «Организация открытого
пространства»
Рельеф. Планировочные макеты могут быть изготовлены на ровной поверхности или на рельефе, когда застройка располагается на пересеченной местности и необходимо выявить расположение зданий по высоте.
Рельеф для подосновы макета изготовляют по чертежам с изображенными на них горизонталями. Обычно используют светокопии с топографических планов (топо-подосновы). Для изготовления рельефа чертежи требуют специальной подготовки. Необходимо четко очертить основные горизонтали цветными карандашами. Если на макете показываются водные поверхности, то их изготовляют в первую очередь. После того как изготовлены поверхности воды, чертеж совмещают с подмакетником и отмечают береговую линию, чтобы установить линию прохождения первой горизонтали.
Рельеф может быть изготовлен из различных материалов ─ фанеры, древесноволокнистой плиты (ДВП), пенопласта, папье-маше, но в большинстве случаев используют картон. Контур горизонталей, начиная с самой низкой, переносят на листовой материал, через копировальную бумагу или продавливанием заостренным концом твердого предмета. Вырезают рельеф из картона или пенопласта острым ножом, а из твердых материалов ─ лобзиком или ленточной пилой. Листы, разрезанные по горизонталям рельефа, накладывают и крепят на подмакетник. На каждой предыдущей горизонтали должны быть пометки контура последующей. Край каждого листа вдоль горизонтали (независимо от материала) должен быть несколько скошен. Рельеф, изготовляемый из картона, обычно склеивают столярным клеем. При большом количестве горизонталей в процессе наклейки листы рельефа дополнительно скрепляют небольшими гвоздями, с тем, чтобы после высыхания он (рельеф) не потрескался с торцов и не расслоился. Для склеивания рельефа из фанеры, ДВП или пенопласта используют ПВА.
Торцы рельефа выравнивают и, если он выполнен из картона, заклеивают ватманом или картоном и закрашивают (рис. 51-53).
В архитектурном макетировании возможно изготовления рельефа разными способами.
Из одного или двух слоев толстого листового материала. При выполнении рельефа из одного слоя материала все горизонтали с чертежа подосновы переводят на один слой картона. Рельеф создают с нижней горизонтали. Каждую последующую (вырезанную) горизонталь устанавливают на соответствующую отметку, закрепляя ее на подкладках из картона или пенопласта. Высота подкладок соответствует отметкам горизонталей. Щель между горизонталями придает рельефу четкость и выразительность. Рельеф, изготовленный таким способом, получается легким, не требует большого количества материала, прост в изготовлении. При выполнении рельефа из двух слоев горизонтали переносят на два слоя материала и разрезают по четным и нечетным горизонталям. При склеивании внутри рельефа образуется пустота без щелей. Процесс склеивания такой же, как и в предыдущем способе (на подкладках). Рельеф, выполненный из двух слоев, внешне ничем не отличается от монолитного, однако он значительно легче по весу и проще в исполнении. Выполняют его в тех случаях, когда необходимо создать макет сложного пересеченного высокого рельефа, когда вырезание и крепление элементов рельефа затруднено.
Из полос бумаги или картона, поставленных на ребро. При изготовлении рельефа из полос бумаги или картона горизонтали переносят на подоснову рельефа. Затем нарезаются полосы, ширина которых соответствует высоте горизонталей от основания. Полосы наклеивают на ребро по конфигурациям горизонталей, причем высота каждой полосы соответствует проектной горизонтали. Рельеф, выполненный таким способом, довольно выразителен, однако на нем трудно размещать, здания и элементы благоустройства. Применяется он на эскизной стадии проектирования и в учебных целях.
Рис. 51. Макет по ОПК на тему «Организация открытого
пространства»
Рис. 52. Макет дипломного проекта на тему «Kомплекс зданий
и сооружений БГТУ им. В.Г. Шухова»
Рис. 53. Макет проекта «Гараж на 400 мест легковых автомобилей»
Объемы зданий и сооружений. Макеты зданий изготовляют, как правило, в масштабах 1:100 и 1:200, иногда в масштабе 1:50. Масштаб 1:100 наилучший, поскольку он по степени детализации архитектурных элементов дает наглядное представление о реальном объекте и приближает макет к натуре. С помощью макета в этом масштабе возможно показать архитектурные элементы фасадов и интерьера. Преимущества макетов в масштабе 1:200, заключаются в том, что здание или группу зданий можно показать с окружающей территорией, решить его в комплексе с другими зданиями, а также с прилегающей планировкой ─ подъездными путями, объемной зеленью, малыми архитектурными формами, благоустройством. Макет в масштабе 1:50 имеет, как правило, большие габариты. В этом масштабе изготовляют объект небольших размеров (павильоны, стелы, знаки-символы), фрагменты зданий или их интерьеры.
Здания и сооружения градостроительных макетов выполняют в более мелком масштабе (1:500, 1:1000) в общих габаритах без детальной проработки элементов фасадов. Здания и сооружения могут быть изготовлены из картона, бумаги, пенокартона, полистирола, пластмассы, органического стекла в зависимости от масштаба и вида макета (рис. 54,55).
Рис. 54. Макет дипломного проекта на тему «Гостиничный комплекс»
Рис.55. Макет общественного здания
Рис. 56. Макет общественного центра жилого района
Элементы планировкивключают в себя дороги, пешеходные дорожки, разворотные площадки, стоянки, площадки различного назначения (хозяйственные, детские, спортивные и другие) (рис.56,57). Элементы планировки изготавливаются из бумаги или картона. Возможно использование тонированного материала (картона, бумаги) в зависимости от вида макета.
Малые архитектурные формывключают скамьи, павильоны, теневые навесы, зонты, киоски. Изготовляются из основного материала, используемого при изготовлении макета.
Элементы декоративно-прикладного искусства– это монументальная скульптура (памятники, обелиски), декоративная скульптура, турникеты, ограды. При изготовлении элементов декоративно-прикладного искусства могут использоваться гипс, полистирол, оргстекло.
Озеленение. Объемная зелень на макете ─ это зеленые массивы леса, отдельно стоящие деревья, ландшафтные группы, кустарники, газоны, клумбы и цветники, вертикальное озеленение. Элементы
озеленения изготовляют в соответствии с проектом и выполняют в масштабе макета для правильного и четкого отображения архитектурно-художественной композиции застраиваемого пространства. Нельзя заранее точно указать, как и из какого материала изготовить объемную зелень для того или иного макета. Решение в каждом случае зависит от многих факторов (как и из чего выполнены планировка и объемы зданий, каков масштаб макета, к какой климатической
зоне относится район застройки и т. д).
Рис.57.Макет общественного центра жилого района
Для изготовления зеленых насаждений применяются срезы веток, обрезки карандашей, бамбук, поролон, проволока, пенопласт, резиновая губка, олений мох, засохшие цветы различных трав, ольховые шишки и многие другие материалы. Необходимо проявить творческую выдумку и фантазию. Объемная зелень должна раскрывать замысел автора, определять масштабность и приближать макет к
натуре. Объемную зелень выполняют в определенных габаритах, поскольку размеры и фактура ее довольно конкретно выявляют мас
штаб макета (рис. 58).
Рис.58. Макет общественного здания
Геопластика и водные устройствавключают лестницы, пандусы, подпорные стенки, террасы, фонтаны, бассейны. Материалы для изготовления водных поверхностей могут быть самые различные: фанеровочный шпон разных пород дерева, листовой алюминий, медь или латунь, окраска нитроэмалями на поверхности макета, фольга
и т. д. В большинстве случаев используют органическое стекло ─ лучший материал для изготовления поверхностей воды. Оргстекло обычно окрашивают с обратной стороны нитроэмалью, гравируют, подкладывают под стекло фольгу или цветную бумагу. Лестницы, пандусы, подпорные стенки, террасы изготовляются из того же материала, что и рельеф или элементы планировки (рис. 59).
Рис.59. Макет природного ландшафта
Детали оформления.В задачу оформления архитектурных макетов входит изготовление розы ветров, надписей, обкладок макета и различных мелких деталей. Розы ветров (или стрелки ориентации) обычно изготовляют самых различных видов и устанавливают на макете с таким расчетом, чтобы они хорошо дополняли его композицию. Надпись может быть изготовлена накладными буквами или фотонабором. После окончания изготовления макета для выявления масштаба застройки в масштабах М 1: 500, М 1:1000 вводят элементы транспорта: легковые и грузовые машины. Заканчивая отделку макета, торцы фанеруют, оклеивают или закрывают обкладкой ─ штапиком из различных материалов: оргстекла, дерева, декоративной фанеры, пластика и пр. (рис. 60,61).
Рис. 60. Макет общественного центра жилого района
Рис. 61. Макет дипломного проекта общественного центра
в Краснодарском крае
вопрос классификация гр зданий
I класс— крупные здания общественного назначения, многоэтажные жилые здания и прочие уникальные объекты обслуживания городского населения;
II класс— многоэтажные жилые дома, общественные здания массового строительства;
IIIкласс— жилые дома до пяти этажей, общественные здания малой вместимости, вспомогательные объекты;
IV класс— здания из собираемых конструкций до 2-х этажей и временные постройки.
По этажности здания классифицируются на следующие группы:
• малоэтажные — до 4 этажей;
• многоэтажные — от 5 до 8 этажей;
• повышенной этажности — от 9 до 24 этажей;
• высотные — свыше 24 этажей.
Этажность зданий определяется по числу этажей, расположенных выше уровня земли. Этаж, уровень пола которого заглублен от поверхности земли более чем на половину высоты, считается подземным.
Этаж здания (подземный или надземный), предназначенный для размещения инженерных коммуникаций или систем, называется техническим.
В этом перечне первым поставлено требование функциональной целесообразности. Это не случайно. Всякое здание является материально-организованной средой пребывания человека для осуществления им разнообразных процессов (труд, отдых, быт).
Требования к высокому качеству архитектурно-художественных решений отражают эстетические потребности людей. Требования эти разнообразны. Они рассматриваются в курсах, архитектурного проектирования различных видов зданий.
Санитарно-гигиенические требования проявляются в требованиях к физическим качествам среды пребывания человека: поддержанию необходимых температуры и влажности воздуха помещений, их чистоте, обеспечению звукового и зрительного комфорта, обеспечению инсоляции, естественного освещения помещений и т. п. Все эти требования непосредственно зависят от природно-климатических и других факторов и могут устанавливаться только в связи с ними. Методы установления такой связи рассматриваются в дисциплине «Строительная физика», в частности:
обеспечение экономически целесообразного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, их теплоустойчивости; паро- и воздухопроницаемости ограждающих конструкций, непроницаемости для рентгеновских и других лучей и т. п.; звукоизоляции перекрытий, перегородок и др.
В настоящем учебнике уделяется внимание прежде всего целесообразности технических решений: выбору строительных систем в соответствии с архитектурным замыслом, соблюдению требований по рациональному использованию стройматериалов и изделий стройиндустрии района строительства, необходимости принятия технически обоснованных решений, обеспечивающих надежность эксплуатации здания, а также ряду других вопросов, которые подробно рассмотрены в соответствующих главах учебника.
Надежность — способность зданий и сооружений безотказно выполнять заданные функции в течение всего периода эксплуатации.
Свойство отдельных конструкций сохранять заданные качества в течение установленного срока их службы в определенных условиях при заданном режиме эксплуатации (климатических и других условиях) без разрушений, деформаций, потери внешнего вида называется долговечностью конструкций. Степень долговечности — требуемый срок такой службы, исчисляемый в годах. Установлены три степени долговечности конструкций: I степень — при сроке службы не менее 100 лет; П степень — при сроке службы не менее 50 лет; III степень — при сроке службы не менее 20 лет.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 11121;